Доля онлайн-продаж FMCG, совершённых через интернет-магазины и маркетплейсы, в первом квартале 2024 года достигла рекордных 10,6% (против 8,5% в январе-марте 2023 года).
По мнению аналитиков NielsenIQ, рекордное увеличение продаж в первую очередь обусловлено удобством совершения покупок в интернет-магазинах и на маркетплейсах (Ozon, Лента, Магнит, Мегамаркет и др.). Там предлагают более низкие цены и обеспечивают доставку до двери, что очень удобно при получении упаковок с большим весом. Такие покупки экономят время, которое весьма ценят современные покупатели.
Важно то, что изменился сам подход к покупкам онлайн. Если в прошлом году на электронных площадках покупатель лишь добирал определённый товар повседневного спроса, а основные покупки совершал в обычных магазинах, то теперь он стал постоянным заказчиком на электронных площадках. С марта 2023 по март 2024 года финансовая составляющая онлайн-рынка выросла на 45,5%.
Вместе с ростом продаж в food-секторе выросла и реализация товаров непродовольственных категорий. Если год назад их доля (в денежном выражении) составляла 20%, то к концу I квартала 2024 приблизилась почти к 30%.
На рост покупательского спроса существенно повлияло расширение географии пунктов выдачи заказов. Благодаря этому становится доступным практически весь ассортимент товаров, которые в российской глубинке зачастую невозможно купить из-за отсутствия сетевого магазина.
Рост продаж на маркетплейсах стимулировал приход активных продавцов: за I квартал 2024 года их число увеличилось сразу на 62%. С дальнейшим продвижением сетевой торговли в регионы численность селлеров будет только расти.