Retail Life!

Легпром встал на рельсы

Отрасль получила "второе дыхание" после инициативы президента России

В августе президент России Владимир Путин дал поручения по развитию легкой промышленности страны, касающиеся борьбы с контрафактом, поддержки отечественных производителей и развития экспорта. Уровень господдержки предприятиям легкой промышленности на 2018-й и плановый период 2019 и 2020 годов должен быть не ниже уровня 2017 года. Изменения коснутся и государственной программы развития сельского хозяйства — будет создана подпрограмма по обеспечению легкой промышленности качественным сырьем. На волне пристального внимания со стороны государства представители легпрома, а также сетевых магазинов, реализующих товары легпрома, рассказали о том, какие перспективы ожидают отрасль.
Производственная часть легпрома: развитие началось

В 2016 году легкая промышленность в России показала рост производства более чем на 5%. На фоне других отраслей это хороший показатель. По данным Росстата, объем продаж отрасли по итогам года составил 2,7 трлн руб. Этим данным есть куда расти, ведь рынок товаров легкой промышленности один из самых больших среди непродовольственных товаров.

По словам Виктора Евтухова, заместителя министра промышленности и торговли российской федерации, на протяжении четырех лет в отрасль было вложено около 80 млрд руб. частных инвестиций, что позволило оживить производство во всех сегментах. В сжатые сроки в России модернизировано более 40 действующих предприятий, открыто 17 новых производств, где сегодня трудятся около 3300 сотрудников.

Предприятия-флагманы налаживают производство продукции, необходимой смежным отраслям. Так, запущено производство тканей и нетканых материалов для строительства домов и автодорог, для медицинской и мебельной промышленности, для потребностей сельского хозяйства. Это происходит в том числе по причине поддержки государством проектов по инновациям.

Фото: Пресс-служба «Обувь России»

По итогам 2016 года рост производства спецодежды из высокотехнологичных тканей составил 40%, рассказали в пресс-службе Минпромторга. Положительную динамику данного направления государство будет поддерживать и в дальнейшем, обеспечивая фабрикам госзаказ.

Больше дашь — больше налогов получишь

Сегодня поддерживаются и традиционные направления. В частности, на протяжении двух лет правительство субсидирует выпуск камвольных тканей для школьной формы учащихся начальных классов. Благодаря данной мере производство формы в 2016 году увеличилось почти в 3 раза, при этом итоговая стоимость одежды снизилась на 40%. В 2017 году данную меру поддержки также распространили на производителей отечественных поливискозных тканей. Всего на поддержку инновационного развития отрасли за последние четыре года правительство направило более 7 млрд руб., пояснили в пресс-службе Минпромторга.

Отдача не заставила себя ждать: сумма налогов, ежегодно уплачиваемых предприятиями в бюджеты всех уровней, увеличилась с 2013 года на 35%. Отметим, что пристальное внимание к отрасли происходит в рамках Стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2025 года. Программа охватывает сегменты текстильного, швейного, кожевенного и обувного производства, которые запланировано развивать и поддерживать со стороны государства.

Производство обуви демонстрирует положительную динамику

Аналитики отрасли отмечают, что с начала 2016 года производство обуви демонстрирует положительную динамику. Причем есть все основания полагать, что восстановление отрасли продолжится.

В стране достаточное количество кожевенных и обувных предприятий, которые в принципе все модернизированы, рассказала Александра Андрунакиевич, генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО). Конечно, очень многие производства являются наследием Советского Союза, тем не менее все, кто работает на рынке (порядка 2000 предприятий различных видов с численностью сотрудников до 45 тыс. человек), отвечают современным требованиям, выпускают прекрасную продукцию, имеют свои фирменные магазины. За 10 лет отрасль совершила технологический прорыв.

Также, по словам Александры Андрунакиевич, значительный рост в 2017 году отмечен по обуви.  Так, за десять месяцев текущего года рост по кожаной обуви составил 7,5%, по детской кожаной — более 9,3%. Всего по обуви рост составил свыше 11,3%.

Ряд российских кожевенных и обувных компаний реализуют крупные проекты, отметила Александра Андрунакиевич. В частности, российские предприятия осваивают сложное производство кож для автомобилей и салонов самолетов. «Российская кожа успешно прошла тестирование в европейских испытательных центрах и теперь поступает на авиа- и автопредприятия», — рассказала она.

По словам Александры Андрунакиевич, к 2025 году российская обувная промышленность должна изготавливать минимум по одной паре кожаной обуви на одного жителя России, вытеснив производителей аналогичной импортной обуви. Главное — очистить российский рынок от контрафакта и обеспечить доступ предприятий различных уровней к реальным кредитным ресурсам.

Готовый рынок есть

По словам Антона Титова, директора группы компаний «Обувь России», в нашей стране для обувного производства уже есть готовый рынок — сейчас его объем, по данным Discovery Research Group, составляет почти 300 млн пар в год. При этом российские фабрики пока производят около 100 млн пар, из них существенную долю составляют домашняя обувь и обувь специального назначения. «У российского производства есть перспективы занять не менее 50% национального рынка. Российская обувь наиболее конкурентоспособна в среднем ценовом сегменте, в котором большую роль играют качество продукта и бренд, а не цена. В дешевом сегменте, конечно, сложно конкурировать с импортом, а премиальный сегмент традиционно принадлежит европейским брендам. Однако для российского производства есть средний ценовой сегмент, который сейчас занимает почти 40% рынка и в дальнейшем будет прирастать», — рассказал Антон Титов.

Спецодежда как флагман отрасли

Производство спецодежды является наиболее перспективным и востребованным направлением развития легкой промышленности России, рассказал Евгений Рыжов, директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга России. По его словам, на сегодняшний день в отрасли некоторые успехи достигнуты в налаживании межотраслевой кооперации, в реализации программы импортозамещения в секторе b2b и, как следствие, в увеличении объема производства спецодежды на 40%. Данный сегмент является одним из наиболее востребованных, в котором у отечественных фабрик есть превосходные компетенции и возможности для развития, отметил он.

Фото: Пресс-служба «Обувь России»

Говоря о направлении модной одежды, Евгений Рыжов подчеркнул, что, несмотря на высокую конкуренцию, быстро меняющиеся модные тенденции и снижение потребительской способности, благодаря развитию новых направлений в российском легпроме сейчас появляется хорошая перспектива освоения рынка модной одежды, в том числе и международного. Так, в рамках Петербургского экономического форума подписано соглашение о сотрудничестве между Минпромторгом России и главами правительств Санкт-Петербурга и Ивановской области. Новые производства повлекут за собой открытие новых брендов и инвестиции в развитие новых мощностей в легкой промышленности.

Бизнес-модель:  диверсификация поставщиков

В связи с девальвацией рубля российским производителям и сетевым магазинам одежды стало проще конкурировать с иностранными брендами. Однако отказаться от пошива изделий в Китае лидеры рынка не могут. Ксения Рясова, президент компании FiNN FLARE отмечает, что производит в России костюмную группу и 91% трикотажа. Илья Ярошенко, гендиректор BAON, рассказал, что компания отшивает в России пуховые изделия и часть лимитированной коллекции от Ляйсан Утяшевой.

По мнению специалистов «Обуви России», чтобы предлагать покупателям разнообразные коллекции, производить обувь на одной фабрике невозможно, поэтому наиболее эффективной бизнес-моделью компания считает развитие розничной сети и производство с широкой диверсификацией поставщиков.

Читайте полную версию статьи «Российский легпром: от производства к продажам» в печатной версии журнала Retail Week

Оставьте ответ