Retail Life

Как грамотно управлять ассортиментом магазина?

Ответ дает Сергей Илюха, член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР)

Управление ассортиментом — сложный процесс, включающий множество шагов. Рассмотрим один из них — управление ассортиментом категории на уровне SKU.

Выбор товаров и управление ассортиментом на уровне SKU

Чтобы подобрать товары и создать привлекательный и ликвидный ассортимент магазина необходимо:

  • Определить, какие товары обязательно должны быть на полке, кроме товаров-индикаторов. В эту группу попадают товары самых известных брендов, менее известные товары, но имеющие высокий уровень продаж, товары местных производителей и товары, решающие задачи сети или произведенные дружественными производителями. Определить их цену с учетом результатов мониторинга. Разместить их на соответствующих местах в ценовом ряду.
  • Выбрать товары от тех же производителей, которые помогут получить наилучшие цены на обязательные товары, товар первой цены или товары-индикаторы. Разместить их в ценовом ряду.
  • Выбрать наиболее ликвидные товары других производителей и установить на них справедливую и привлекательную цену, с учетом свободных мест в ценовом ряду.
  • Остальные товары распределить с требуемым шагом на свободные места в ценовом ряду. Недопустимо, чтобы два товара основной матрицы имели одинаковую цену.
  • Сформировать список значимых позиций, наличие которых надо обеспечить в максимальном количестве магазинов. Это ядро товарной категории.
  • В результате фрмируется список позиций для заказа в категории. Дополнительным списком будут товары-заменители, которые заказываются в случае перебоев с товаром из основной матрицы.
Профессиональный секрет

Работа с ассортиментом и ротации позволяют повышать доходность и получать наилучшие условия от поставщиков. Необходимо постоянно работать с ассортиментом: искать новых производителей, проводить ротацию товара, менять менее доходные товары на более доходные и т.д.

Управление ассортиментом форматов

При формировании ассортимента магазина меньшей площади или в другом регионе необходим следующий алгоритм работы:

  1. Подготовительный этап: определить целевые группы и конкурентов, провести мониторинг.
  2. Определить границы ценовых сегментов.
  3. Количество SKU определяется с учетом позиционирования региональных конкурентов.
  4. Распределение товаров по ценовым сегментам может быть неравномерным. В случае если наблюдался явный перекос ассортимента в сторону низкого ценового сегмента, необходимо постепенно избавляться от остатков эконом товара, приводя ситуацию к 33/33/33.
  5. Распределить по ценовым сегментам ТОЦ и ядро категории. Цены определяются с учетом мониторинга региональных конкурентов.  После этого на оставшиеся места в ценовом ряду вводятся другие ликвидные товары.
  6. Для каждого магазина ценообразование формируется индивидуально:
  • Для товара первой цены и ТОЦ – на основании еженедельного (ежедневного) мониторинга
  • Для новых товаров – на основании мониторинга конкурентов и нормы наценки
  • Для остальных товаров – с сохранением нормы доходности и гармоничности ценового ряда.
  • Раз в три месяца необходимо проводить полный мониторинг конкурентов и при необходимости корректировать ассортимент для того, чтобы оставаться лучшими по цене и ассортименту.
  • В целевых категориях: ТОЦ ниже существенно, остальные товары – ниже на 1-2 % или на уровне конкурентов.
  • В основных категориях: ТОЦ ниже на 1-2 % или на уровне, остальные – на уровне конкурентов.

Подробнее об авторе 

 

Оставьте ответ