Эксперты: Электронные средства доставки никотина нужно регулировать отдельным законом
Закон о регулировании электронных средств доставки никотина должен быть самостоятельным, а не частью закона № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Такое мнение озвучили 7 июня участник сессии «Государственная политика в области регулирования оборота табачной продукции, электронных средств доставки никотина и нагревательного табака» Недели Российского ритейла.
Так, замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов напомнил, что в России на сегодняшний день отсутствует какое-либо регулирование электронных средств доставки никотина. «Продавай где хочешь, когда хочешь, твердого запрета продажи несовершеннолетним тоже нет. В итоге производители занялись саморегулированием», — объяснил он.
По его словам, в Минпромторге предлагают одним законопроектом регулировать оборот и применение электронных средств, устанавливать материальные нормы, ограничения и отдельные запреты, вторым — правила по рекламе, а третьим — установить административную ответственность.
«Нужно учитывать, что электронное средство — это не обычная сигарета, поэтому делать зеркальные нормы из антитабачного закона нельзя, степень вреда другая совершенно. Да, запрет продажи несовершеннолетним должен сохраняться, как и территориальный запрет в школах, соцучреждениях, но в организациях общественного питания запрещать не имеет смысла, нет продуктов горения, дыма», — пояснил он.
Кроме того, по мнению Кузнецова, необходимо также сделать для электронных устройств доставки никотина послабление в части рекламы. «Рекламу необходимо допустить, но с определенными ограничениями — она не должна быть направлена на максимально широкий круг лиц, то есть не размещаться на ТВ, радио, высотных зданиях, конструкциях, первой и последней страницах печатных изданий», — добавил он.
Кроме того, представитель Минпромторга отметил, что электронные средства намного дороже обычных сигарет — стоимость такого устройства составляет в среднем 4 тысячи рублей, то есть потребителями его являются курильщики, а не школьники, которые редко могут позволить себе такие траты. Однако он отметил, что в Минпромторге пока не определились, будет ли закон отдельным или частью 15 ФЗ.
Уверенность в том, что регулировать электронные средства доставки никотина, выразил зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. Он отметил, что, по данным учёных, электронные средства доставки никотина на 95% менее вредные, чем табачная продукция, а значит, и регулировать их нужно разными законами, и поддерживать все инновации в этой сфере. «Нужно поддерживать любую инновационную продукцию в различных отраслях…
Это шаг вперёд, мы будем его поддерживать», — пояснил он.
Поддержала эту инициативу и замначальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева. Она также отметила большую разницу в стоимости электронных устройств и сигарет, а на едином товарном рынке она не должна превышать 10%. Кроме того, Исаева отметила, что если эта продукция действительно менее вредная, то информация о ней обязательно должна доводиться до потребителя.
Об этом же говорил и представитель компании «Филипп Морис» Константин Райнот. По его словам, «вся концепция 15-го ФЗ запретительная». «Но если мы говорим, что эта продукция пониженного риска, то должны быть созданы условия для перехода курильщика на менее вредную продукцию. Для этого хотя бы курильщику нужно сообщить, что такие средства существуют», — пояснил он.