Исследование АТОЛ: К 8 марта россияне стали покупать более дорогие подарки
Компания АТОЛ, российский производитель онлайн-касс и программных решений для ритейла, провела аналитическое исследование покупательских предпочтений россиян накануне 8 марта. В этом году россияне готовят более дорогие подарки в таких категориях, как электроника, подарочные сертификаты и украшения. При этом почти треть россиян по-прежнему покупает к празднику в интернете парфюмерию и косметику — в этой категории средняя стоимость покупки снизилась на 19%.
В ходе исследования специалисты проанализировали данные более 13 тысяч касс, подключенных к интернет-магазинам России с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По собственной оценке, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ. Приведенные данные отражают покупки, совершенные в российских интернет-магазинах и оплаченные электронным средством платежа.
Эксперты проанализировали и сравнили онлайн-продажи в денежном и количественном выражении, а также сопоставили динамику изменения средней стоимости популярных продуктовых категорий и оценили востребованность отдельных товаров. Исследование содержит данные о покупках, совершенных в интернете в период с 1 по 4 марта 2019 года, они сравниваются с периодом с 1 по 8 марта 2018 года.
• 27% общего объема потраченных денежных средств россиян пришлось на приобретение к 8 марта товаров категории «косметика, парфюмерия и уход». Объем выручки от реализации билетов на развлекательные мероприятия и электроники составил 10% и 7% соответственно.
• Средняя стоимость покупки в категории «косметика, парфюмерия и уход» снизилась на 19% и составила 2013 рублей.
• Наблюдается рост средней стоимости покупки в категориях «электроника» (+45%), «подарочные сертификаты» (+33%), «украшения» (+23%), а также «крупная бытовая техника» (+22%) и товары для дома (+21%).
• Всплеск покупательской активности россиян начинается накануне праздника. Больше всего покупок совершается 5, 6 и 7 марта. В эти дни стремительно увеличиваются продажи цветов и подарочных сертификатов.
• Самый ожидаемый подарок на 8 марта — цветы. Россияне значительно сократили расходы на приобретение цветов, средняя стоимость покупки снизилась на 32% и составила 3132 рубля. Второй по популярности категорией подарков, которые приобретают за два дня до праздника, являются подарочные сертификаты. Средняя стоимость таких товаров увеличилась на 33% и составила 4462 рубля.
• Россияне к 8 марта стали дарить более дорогие гаджеты: средняя стоимость покупки в категории «электроника» увеличилась на 45% и составила 21 932 рубля.
«По сравнению с 2018 годом, мы наблюдаем рост средней стоимости покупки почти во всех анализируемых категориях. При этом, мы видим интересную тенденцию: стоимость покупки в категориях «электроника», «подарочных сертификатов» и «украшения» увеличилась на 45%, 33% и 23% соответственно. Это может говорить о стремлении россиян делать более дорогие подарки к предстоящему празднику. Средняя стоимость покупки в категории «косметика, парфюмерия и уход» снизилась в этом году на 19%. Это может быть вызвано увеличением числа игроков в сегменте социальной коммерции, которые все чаще работают в рамках 54-ФЗ, и предлагают более конкурентную и гибкую ценовую политику, по сравнению с традиционными онлайн-ритейлерами. За два дня перед праздником наблюдается резкий взлет спроса на цветы и подарочные сертификаты», — прокомментировал Алексей Макаров, основатель компании АТОЛ.
«Вступивший в силу 54-ФЗ открывает широкие возможности для анализа потребительской активности. Все большее количество предпринимателей сегодня используют онлайн-кассы, что позволяет нам анализировать даже самые неожиданные категории товаров и проводить сравнение поведенческих паттернов в связи с покупками к предстоящим праздникам.
Традиционным лидером по объему выручки среди подарков к 8 марта является «косметика, парфюмерия и уход»: на долю таких товаров приходится 27% покупок среди всей выручки в анализируемых продуктовых категориях. Следом располагаются билеты на развлекательные мероприятия (10%) и электроника (7%)», — рассказала Юлия Носова, коммерческий директор АТОЛ Онлайн.
Методология исследования
В ходе исследования специалисты АТОЛ проанализировали данные об онлайн-покупках товаров популярных товарных категорий накануне праздника 8 марта в 2019 году и сравнили их с данными за аналогичный период 2018 года.
В исследовании были отражены данные о покупках, которые были совершены в период с 01 по 04 марта 2019 года и в период с 01 по 08 марта 2018 года соответственно. Данные были получены с более чем 13 000 онлайн-касс, которые подключены к интернет-магазинам России. По нашей оценке, такое количество онлайн-касс составляет более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ.
В отличие от традиционных касс, широко представленных повсеместно в точках розничных продаж, онлайн-кассы пробивают значительно большее количество чеков. Сервис АТОЛ Онлайн подключил к интернет-магазинам России около 13 тысяч касс, которые в среднем пробивают до 3 млн чеков в день. Для сравнения, аналогичный показатель одной обычной кассы находится на уровне 30-60 чеков в день.
Перед анализом было составлено «ядро» ключевых слов, характеризующих сегмент товарных позиций для их анализа в чеках, которые в дальнейшем прошли машинную выборку и выгрузку чеков, содержащих товарные позиции с удовлетворяющими критериями.
На основе выгрузки данных были отобраны 1 138 389 чеков, удовлетворяющие условиям фильтрации, оплаты по которым были проведены электронным средством платежа в интернете. В дальнейшем для минимизации погрешности и ошибок машинной обработки данные прошли ручную проверку и верификацию специалистами АТОЛ.
Стоимость всех товарных позиций, которые были приобретены с 01 по 04 марта 2019 года и с 01 по 08 марта 2018 года и удовлетворяют критериям для исследования, составила 3 516 863 729 рублей. На основе этих данных, с учётом наличия даты пробития чека, были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.