Инга Микаелян: «Объем рынка одежды по итогам 2018 года составил 2 037 млрд. руб., показав реальный рост на уровне 1,8%»
Российский рынок одежды демонстрирует долгожданную восстановительную динамику. Так считает, руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаелян. В своем интервью Retail Life она рассказывает о факторах, влияющих на развитие рынка, преобладающих трендах и стратегиях компаний по оптимизации бизнес-процессов.
-Какова динамика объемов продаж одежды?
— После трехлетнего непрерывного падения, его объем по итогам 2018 года показал реальный рост на уровне 1,8%, составив 2 037 млрд. руб. Однако потребление пока еще значительно отстает от уровня докризисного 2014 года. При этом разрыв исчисляет не долями процентов. На сегодняшний день россияне тратят на 21,3% меньше денег на одежду, чем в 2014 году. Тренд на улучшение рыночной ситуации прослеживается, что с учетом динамики последних лет – уже не мало.
-Какие факторы способствую восстановлению рынка?
-К сожалению, оснований для роста оборотов российского рынка не много. Прежде всего, следует отметить отложенный спрос, который в основном и способствовал восстановлению рынка. Другой причиной стал и рост реальных заработных плат, который позволил работающей части россиян более активно приобретать, в том числе и покупать одежду. Сами операторы рынка также внесли свой вклад. В последние годы они стремились привлечь внимание покупателей, активно стимулируя их к покупкам через акции и специальные предложения. Все указанные факторы в комплексе в 2018 году привели к смене негативного тренда и поспособствовали восстановлению рынка.
-Какие причины позволяют сдерживать рост цен?
-По нашим оценкам в 2018 году цены на одежду выросли лишь на 2,4%, что в целом ниже уровня потребительской инфляции. Согласно официальной статистике цены на товары и услуги в 2018 году в среднем выросли на 4,3%. Думаю, что подобная динамика связана с ценовой политикой самих ритейлеров. В условиях падения доходов населения, которые в отличие от заработных плат в 2018 году продолжили снижаться, большинство игроков осознанно стремились сдерживать рост цен. Сегодня потребитель крайне чувствительно реагирует даже на малейшее повышение цен, ищет пути экономии денежных средств. В этой связи операторы рынка, особенно, работающие в сегменте масс-маркет, понимают, что подобные действия непременно приведут к оттоку покупателей, а восстановление трафик обойдется дороже.
-Наблюдается ли сейчас тренд по оптимизации бизнес-процессов у одежных ритейлеров, закрытию нерентабельных магазинов, сокращению торговых площадей и оптимизации штата?
-Оптимизация сегодня в условиях высококонкурентной среды и падения маржинальности бизнеса является одной из наиболее приоритетных задач для ритейлеров. Однако успешные игроки рассматривают ее не с позиции снижения затрат, а видят в оптимизации возможности по повышения эффективности бизнеса. Очевидно, что закрытия нерентабельных магазинов или оптимизация кадров частные проявления данного тренда.
Говоря о торговых площадях, мы не отмечаем явной динамики на их снижение. Это связано с тем, что сами операторы рынка находятся в постоянных поисках точек роста. В этой связи пересматриваются не столько форматы, но и ассортиментная политика. Ряд игроков расширяет линейку, предлагая продукцию более широкой аудитории, а некоторые – выбирают противоположный путь. Например, Henderson начнет в 2019 году производить женскую одежду на заказ. Наряду с этим компания расширяет и ассортимент за счет одежды в стиле casual. В Incity наблюдается обратная ситуация. Компания с 2017 года отказалась от продажи мужской коллекции. Очевидно, что расширение и сокращение ассортимента во многом определяют формат работы, в том числе и требования к торговым площадям. Помимо этого, на площади торговых объектов влияет текущее предложение и география открытия магазинов. В регионах более эффективными являются магазины малого формата, в то время как в крупных городах ситуация противоположная.
— Какова динамика развития различных сегментов одежды (женская, мужская, детская)?
-Мы по-прежнему фиксируем падение рынка женской одежды. По итогам 2018 года оборот сегмента снизился на 0,7%, составив 997 млрд. руб. На рынке мужской одежды наблюдается слабый рост: за прошедший год продажи выросли с 646 до 651 млрд. руб. Более динамично развивается рынок детской и подростковой одежды. В данном сегменте мы уже отмечает 10% рост. За 2018 год его оборот вырос с 351 до 389 млрд. руб. Хочу отметить, что приведена статистика реального роста, то есть в сопоставимых ценах.
-Какова ситуация по открытиям и закрытиям магазинов?
-Не секрет, что последние три года для рынка одежного ретейла были довольно сложными. Обвал рубля, высокая инфляция, рост издержек, падение потребительского спроса – все это не способствовало процветанию бизнеса. Сетевые игроки, несмотря на силу брендов, накопленный опыт, лояльную аудиторию, столкнулись со значительными проблемами. Изучив динамику развития 740 крупнейших сетевых операторов fashion-ритейла, мы убедились в этом. За 2015 – 2017 года закрылись более 2 000 специализированных магазинов одежды рассмотренных игроков.
За последний год ситуация стабилизировалась: розница операторов рынка начала расти, отыгрывая потери. Однако открытия сетевых магазинов не столь масштабны. Если в феврале 2018 года мы насчитали 19 394 магазина, то по данным на текущий год – лишь 19 648. Таким образом, сетевая розница приросла лишь на 254 магазина.
Игроки рынка на сегодняшний день фокусируют свое внимание не столько на экспансии и планах по расширению географии присутствия бренда, сколько на развитии онлайн-продаж. Стагнация в офлайне на фоне стремительного развития интернет-продаж заставляет операторов модной индустрии активно перестраивать бизнес-процессы, делая все больший акцент на e-commerce.