Как сообщил Иван Федяков, генеральный директор INFOline в ходе экспертно-аналитической сессии INFOline Retail Russia TOP-100, последняя трансформация ритейла российская экономика начала выходить из кризисных времен только к началу 2020 года. Только с июня оживилось восстановление розничной торговли.
«В сентябре уже минус 3 %, в октябре — 4-5 % по сравнению с тем же периодом 2019 года. Во втором квартале доходы населения упали более чем на 3 %, практически так же, как и в третьем квартале. В ближайшее время единственный прогноз — стагнация рынка. Все больше начинает влиять на экономическую ситуацию высокая закредитованность населения. 70 % домохозяйств в России имеют задолженность по кредитам», — сказал Федяков.
В 2020 году произошел рост по потребительским кредитам. Население продолжает активно занимать для приобретения товаров, что не характерно для кризисных периодов прошлых лет. Более 170 тыс. ипотечных кредитов выдано в 2020 году, что стало рекордом за последние годы. В этот кризис удалось избежать глубокого падения в рознице. Однако регулятор в лице ЦБ старается ограничивать объемы выдаваемых банками кредитов.
Более 80 % доходов получают в виде заработной платы от государства и социальных выплат. 75% населения активно экономит. Вместе с тем выросла активность инвесторов, что с точки зрения аналитики весьма нетрадиционно для сложного периода, в котором находится экономика.
Продолжится расслоение население. В 2015 году промоактивности и скидки оказали сильное влияние на динамику продаж.
«Ключевой тренд потребительском активности- пребывание большей части населения дома. Следовательно, категорийность покупок напрямую связано с формированием спроса. Также пандемия повлияла на выбор формата покупок- дистанционная торговля стала все больше преобладать.
Все больше сервисов становятся доступными для покупателей в новых каналах коммуникаций, в частности — обучение, спорт, развлечения»,- сказал Федяков.
Выросла динамика онлайн-видеосервисов. Запускаются сервисы внутри ставших традиционными, значительная часть их связана с оказанием услуг по доставке сопутствующих услуг, в частности, продуктов питания. Ритейлеры начинают запускать новые концепции, которые являются более эмоциональными, чем ранее. В качестве примера спикер привел кейс «Пятерочки», которая провела серьезную трансформацию своих форматов. Также сеть «Магнит» также внедряет новые форматы торговли.
Рестораном будущего можно назвать новые форматы KFC , где ставка сделана не только на принципы безопасности, но и эмоциональную составляющую.