Самый распространённый контрафакт, с которым сталкивается покупатель в онлайн-каналах — это одежда, аксессуары и парфюмерия известных брендов, считают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Проблема контрафактного и нелегально ввезенного товара в России и мире появилась много раньше, чем в сети Интернет открылся первый онлайн-магазин. Однако в силу специфики электронной торговли, подделка на маркетплейсе чувствует себя гораздо уверенней, чем в оффлайн-торговле. Одна из распространённых причин — недостаточный контроль поставщиков и ассортимента товаров на электронных площадках.
Чаще всего недобросовестные поставщики предлагают контрафактную одежду, аксессуары и парфюмерию от брендов. В категории же недорогих товаров в ходу та же одежда, наушники, часы, детские товары и игрушки, а также кофе. А вот подделать электронику гораздо сложней — из-за наличия идентификационных номеров.
Правда, при онлайн-торговле есть возможность в течение семи дней отказаться от товара, тем более что возврату подлежит любая продукция, включая сложную технику, косметику и даже лекарства. Исключение составляют лишь товары, сделанные на заказ — например, обувь. Однако отнюдь не каждый покупатель сумеет отличить иную подделку от оригинала, настолько умело научились подделывать бренды недобросовестные поставщики. А вникать в тонкости производства товара у потребителя обычно нет ни желания, ни времени.
Контрафактной продукцией больше озабочены не покупатели, а сами бренды. По данным АКИТ, в 2023 году от правообладателей было подано 610 тысяч обращений на контрафактную продукцию, подтверждение было получено в 48% случаях, то есть около 300 тысяч жалоб. Из общего числа заказов, а это почти пять миллиардов, выявленный контрафакт составил всего 0,02%. В итоге около миллиона розничных товарных карточек было заблокировано.
Что вовсе не означает безусловное изъятие недоброкачественных товаров из электронной коммерции. Ведь пока кому-то будет экономически выгодно что-то подделывать, контрафакт будет сохраняться, отметили в АКИТ.