Retail Life!

Богдан Григорьев: «России нужна инфраструктура по доставке категории «фрэш»

О планах по созданию сети распределительных центров в нашей стране, об опыте западных логистических компаний, маркетплейсе для производителей, потенциальном использовании распредцентров для расширения категории «фрэш» в магазинах рассказывает генеральный директор компании «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев.

 

– Холдинг «РосАгроМаркет» был образован в 2014 году для реализации проекта федеральной сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). Расскажите, на каком этапе ваша компания находится на сегодняшний день?

– Началу реализации проекта предшествовала большая подготовительная работа. В течение нескольких лет мы изучали международный опыт и российский рынок, вели переговоры, с большим числом компаний – участников рынка продовольствия, с государственными структурами, в частности с представителями Минсельхоза. В поддержку наших инициатив вышло несколько постановлений правительства и приказов МСХ. ОРЦ даже были вынесены в отдельную подпрограмму госпрограммы развития сельского хозяйства
Наконец в марте прошлого года «РосАгроМаркет» вышел на строительство объекта в Новосибирске. Для нас это знаковый проект, запуск которого должен доказать жизнеспособность нашей бизнес-модели. Также мы параллельно работаем над созданием площадок в Ростове-на-Дону, Казани, Оренбурге и Екатеринбурге. Планируется, что к 2025 году в России должна быть создана сеть из 40 объектов общей площадью 2,5 млн кв. м.

– Расскажите подробнее о сути проекта федеральной сети ОРЦ.

– В сущности, есть две основные причины для появления такого нового для России формата. Во-первых, сейчас в стране значительно возросли требования к качеству продукции агропромышленного комплекса. Во-вторых, российские производители стремятся выйти на внешние рынки, наращивают экспортный потенциал. Наконец, сегодня, в условиях международной политической турбулентности, обеспечение населения страны продовольствием становится одним из необходимых условий национальной безопасности. Для решения этих задач целесообразно создать единую федеральную платформу, своего рода смарт-инфраструктуру, где можно эффективно организовать доработку, фасовку, хранение и сбыт продукции. При наличии крупных центров проще наладить транспортировку и логистику товаров как между регионами страны, так и за рубеж. Поэтому на территории ОРЦ расположатся морозильные и мультитемпературные склады, павильоны оптовой торговли; пункты ветеринарного и фитосанитарного контроля, которые позволят оперативно провести контроль качества и оформить всю сопроводительную документацию. Также предусмотрено создание сопутствующей инфраструктуры: офисных зданий, кафе и т. д.

В России уже предпринимались попытки создать оптово-распределительные центры. Но большинство этих объектов изначально работали как сухие склады класса А. Однако настоящий функционал ОРЦ – это реальная, действенная помощь клиенту в решении его задач: хранение и доработка продукции, сопутствующие сервисы — погрузка-разгрузка, транспортировка, мытье овощей, разделка-обвалка мяса, то есть по сути сервис для «сбыта под ключ». Наши ОРЦ будут предоставлять порядка 50 таких дополнительных опций.

– Почему именно Новосибирск? Каковы критерия выбора этой локации?

– Прежде чем принимать решение о выборе места расположения первого ОРЦ, мы разработали большой опросник из 30 ключевых параметров, предъявляемых к площадкам. Именно Новосибирская область предложила площадку, оптимально соответствующую всем требованиям, причем регион был готов предоставить ее на достаточно льготных условиях.

Второй важный момент: Новосибирск – это сформировавшееся логистическое звено по снабжению всей Сибири и частично Дальнего Востока. Через Новосибирск, как с европейской части России, так и с юга – из стран Средней Азии – большие потоки продукции распределяются на Томск, Кемерово, Барнаул и Якутию, а также на Дальний Восток.

В техническом плане было необходимо наличие земельного участка нужной категории, расположенного на федеральной трассе, с возможностью примыкания к Транссибу, желательно вблизи аэропорта, с должным количеством мощностей. Кроме того, Новосибирск – это еще и прекрасная возможность для экспорта продукции в Китай, Среднюю Азию. Так что, проанализировав все предложения, мы решили, что первый ОРЦ целесообразно создать именно здесь.

– Делаете ли ставку только на малый и средний бизнес, как с точки зрения сетей, так и с точки зрения производителей?

– Мы видим большую потребность для малых и средних игроков в сети оптово-распределительных центров, поскольку крупные федеральные игроки, такие как «Магнит» и X5, уже обеспечили себя в большей степени логистическими мощностями. Они создали десятки объектов – миллионы квадратных метров площадей своих распределительных центров.

В то же время потребность в качественной инфраструктуре, доступе к высокотехнологичному холодильному и морозильному оборудованию, оборудованию для обработки продукции существует у всех производителей. Сегодня представители малого и среднего бизнеса вынуждены пользоваться морально и физически устаревшей инфраструктурой, оставшейся еще с советских времен, пришедшей в упадок и не соответствующей современным требованиям.

Если же будет создана развитая сеть ОРЦ, то доступ к современной инфраструктуре появится у всех участников продовольственного рынка. В этом случае изменится сам характер конкуренции, определяющим станет качество выпускаемой продукции, а не наличие собственного автопарка или складских мощностей. Таким образом фактически исчезнут неэффективные посредники – любой фермер сможет воспользоваться услугами ОРЦ, уменьшить расходы на услуги перекупщиков и увеличить собственную прибыль. В такой ситуации можно ожидать снижения цен на продукцию АПК – а значит, в создании сети ОРЦ заинтересованы все участники продовольственного рынка, включая конечных потребителей.

Отмечу и тот факт, что, помимо качества самой продукции и помимо необходимости хорошей и качественной доставки, а также ее хранения, нужен правильный маркетинг, а это достаточно затратно как в России, так и за рубежом. Для снижения расходов в данной области мы создаем единую электронную онлайн-платформу продажи и закупки «Маркетплейс». Ее интегрируют с информационными системами Минсельхоза и Россельхознадзора, такими как «Аргус» и «Меркурий». Это высокотехнологичное решение будет содержать информацию о требованиях к поставкам, существующим в различных странах – потенциальных импортерах российской продукции.

Такая онлайновая площадка поможет российским производителям выйти на рынки других стран. На платформе будет размещаться информация и мультиязычная возможность общения между контрагентами. Фактически для каждого поставщика, работающего через наш маркетплейс, мы заменяем потребность создания собственного сайта по онлайн-продажам. По прогнозам, этот сервис будут использовать более 50 000 крупных и средних B2B-покупателей и поставщиков в России и за рубежом.

– Рассматриваете ли вы в перспективе сотрудничество с крупными федеральными игроками?

– Безусловно, мы ведем диалоги в том числе с федеральными сетями уже сейчас, как с точки зрения возможности размещения их инфраструктуры на наших объектах, так и с точки зрения проведения закупок продукции поставщиков, размещающихся на ОРЦ.

– Расскажите о международном опыте, который изучил ваш холдинг. Почему к реализации данного проекта подключились FM Logistic и Mercasa?

– Сегодня подобные объекты действуют примерно в 2/3 стран мира. Мы изучали функционирование ОРЦ в Испании, Франции, Нидерландах, Польше, Германии, Южной Корее и в других странах. В результате мы поняли, что сегодня ОРЦ – это не только и не столько физическая оптовая торговля, сколько полный цикл подготовки товаров к продаже и сопутствующей логистике. Поставщики и дистрибьюторы поставляют сюда продукцию крупными партиями, после чего она фасуется, упаковывается, формируется в миксованные партии и доставляется в десятки и сотни точек конечных оптовых покупателей.

Интересным и полезным для нас оказался опыт Испании, где создана уникальная национальная сеть ОРЦ Mercasa, состоящая из 27 центров, – в каждом крупном городе. С точки зрения доли продукции, проходящей через данную сеть, Испания является абсолютным лидером в Европе.

Что же касается FM Logistic, мы определили для себя, что эта компания обладает глубокой компетенцией в логистике фреш продукции. Для этого сегмента очень важен опыт работы с крупными агрохолдингами и федеральными сетями в том числе в формате мультимодальных перевозок всеми видами транспорта. FM Logistic, обладая таким опытом, вошел с нами в партнерство. Около года назад мы создали совместное предприятие, и его основной целью является дальнейшее развитие в рамках федеральной сети, чтобы на базе нашей инфраструктуры фактически создать новую логистическую нишу для малых и средних производителей несетевой розницы.

– Как вы считаете, можно ли опыт зарубежных компаний реализовать на российской почве?

– Наш холдинг не стал брать в чистом виде ни одну из конкретных моделей, существующих в мире. Так, взяв за основу схему работы Mercasa, мы серьезно переработали ее для российского рынка. Что касается FM Logistic, компания с 1993 года работает в России. Из зарубежных компаний, представленных на нашем рынке, данная компания является старейшей. Мы понимаем, что их опыт работы с Ашаном, X5, крупными FMCG компаниями является релевантным, и, безусловно, есть потребность преломления этого опыта на малый и средний бизнес, потоки которого агрегируются на нашей площадке.

– У нас огромная страна с множеством часовых поясов. Как вы решаете логистические вопросы? Возьмем, к примеру, Дальний Восток.

– Дальний Восток – это очень сложный регион с точки зрения выхода туда федеральных сетей. Плотность населения относительно невысока, поэтому вопросы рентабельности выходят на первый план.
Но каждый регион обладает своими преимуществами. Дальний Восток – это серьёзные морские ресурсы. В данном регионе нашей основной целью является размещение объектов, ориентированных на обработку и формирование крупных партий рыбной продукции и морепродуктов.

Если говорить про фрэш-продукцию, то, на сегодняшний день, 95% логистики – это автотранспорт, что по-своему ограничивает возможности доставки: доехать до Владивостока, скажем, на фуре, мягко говоря, не просто. Думаю, в скором времени будет задан тренд на перевод всей агрологистики на железной дороге. И РЖД уже пытается реализовать эту задачу – вопрос в ограниченности парка современных рефконтейнеров и в устаревшей инфраструктуре транспортных сетей с точки зрения пропускной способности.

– Категория «фрэш» широко представлена на Западе, чего пока не скажешь о наших сетях. Прогнозируете ли вы рост данного сегмента после вашего активного старта?

– Сегодня во всем мире существует серьезный тренд к росту категории «фрэш» – люди стремятся к ведению здорового образа жизни, потреблению овощей и фруктов. В России пока фрэш-продукты представлены недостаточно – это обусловлено главным образом слабой инфраструктурой по производству и доставке данной категории.

Однако позитивные изменения постепенно происходят. Так, в рамках политики импортозамещения в стране уже построено внушительное количество теплиц, парников – в итоге свежие овощи доступны значительной части населения круглогодично. Этот процесс наращивает обороты, поэтому дальнейшее развитие инфраструктуры по доставке и распределению продуктов категории «фрэш» нашей стране абсолютно необходимо.

Что касается онлайн-платформы, мы считаем, что она будет способствовать ликвидации информационного вакуума на рынке продовольствия. Сегодня проблема с доступом к информации существует как со стороны производителей, так и со стороны ритейлеров. Большое количество компаний знают, у кого можно купить продукцию, кому продать, понимают, как зайти в сеть, используя свои связи и возможности. Развитие сети ОРЦ позволит повысить эффективность в цепочке «от поля до прилавка» и перераспределить значительную часть маржи в пользу производителя, который в свою очередь сможет дополнительно финансировать развитие и наращивание объемов производимой продукции.

Оставьте ответ