Retail Life

Депутат: «Если не вмешается Путин, в стране не останется отечественного ритейла»

Самое страшное — не борьба между федеральными и региональными сетями, а то, что в стране скоро просто не останется отечественной розницы, считает депутат екатеринбургской думы Олег Хабибуллин

Фото: Екатерина Титова/Коммерсантъ

Бывший гендиректор екатеринбургской торговой сети “Купец” и действующий депутат екатеринбургской думы Олег Хабибуллин хорошо знаком с особенностями российского ритейла. Об опасностях для российской торговли, об источниках прибыли всех федеральных российских сетей, о том, что может уничтожить российский ритейл, Олег Хабибуллин рассказал в интервью «Деловому кварталу».

Иностранный интерес в российском ритейле

То, что почти все крупные компании оценивают себя и даже ведут переговоры с иностранными сетями, — давно не секрет, некоторые  хозяева федеральных сетей сами открыто признаются в этом.

Я знаю, что крупные зарубежные компании и даже такой гигант, как WalMart, интересуется нашим рынком. В России иностранцам очень удобно работать: ведь у нас понятное законодательство, развитое производство своих продуктов, большая емкость рынка в европейской части страны, хорошая логистическая инфраструктура и… слабые профсоюзы. Где лучше?

Слышал, что иностранцы не рассматривают в качестве приобретения компании с капитализацией менее 300 млн долларов и малой долей рынка. Поэтому сегодня почти все федеральные сети одержимы капитализацией и увеличением доли рынка.

А потеря национальной розничной сети, даже ее 40-50%, почти автоматически угробит как минимум такие секторы экономики, как пищевое производство, пищевое машиностроение, все сельское хозяйство и, конечно же, «бонусом» — малый бизнес, производящий и продающий в регионах продукты питания.

Федералы или регионалы

На самом деле, у местных игроков хватает конкурентных преимуществ. Они лучше знают потребности местного потребителя и региональных поставщиков, абсолютное их большинство работает на собственных площадках, в то время как федералы вынуждены сражаться за аренду удобных помещений, завышая арендные ставки.

Да и цены у местных ритейлеров часто ниже, чем у федералов. Например, у «Магнита» с ассортиментом 900 товаров и недружелюбным персоналом цены уже года два как не самые низкие. Я уже не говорю про сети типа «Окей» и «Лента» — стоимость товаров там просто отвязная!

Заработок за счет капитализации

Почему, вы думаете, все федеральные российские сети — это давно публичные компании, продающие свои акции на бирже? Потому что увеличение стоимости их акций всего на 0,01% покроет все их затраты. Они уже привыкли зарабатывать на своей капитализации, а не на самой розничной торговле как операции. Именно это и убивает местный ритейл в ценовой войне. И одновременно — уничтожает этот сегмент российской экономики вообще.

Новые законы — новые траты

Требования законодательства и государства к торговым сетям одинаково бьют по всем участникам рынка. Любые изменения закона, требующие от ритейла каких-то новых капвложений, вынуждают игроков идти на пропорциональные затраты. Если в небольшой региональной сети нужно заменить тысячу кассовых машин, то в федеральной — десять тысяч, и процент от выручки, который пойдет на это, будет примерно одинаковым.

Оставьте ответ