Retail Life

Основные тренды российского ритейла

Диджитализация, региональная дискаунтеризация, использование промо-акций и СТМ, организация общественного питания в магазинах, развитие Интернет-торговли продуктами — так обозначил основные тренды российского ритейла Максим Боровиков, ведущий аналитик  РБК Исследования рынков, в ходе деловой программы Всероссийского продфорума «Поставщик в сети».

Важный тренд — нарастающая диджитализация рынка

«Крупнейшие игроки в российском ритейле вкладываются в диджитализацию. Ежегодный рост доли инвестиций в IT составляет порядка 10%, несмотря на то, что не у всех игроков растут инвестиции. Инвестиции в IT составляют порядка 54 млрд рублей. Это очень существенная цифра, мало, в каких других российских отраслях есть столь серьезные инвестиции в IT», — заявил Максим Боровиков.

По его словам, вложение в IT в ритейле выливается в развитие видео-аналитики, определение потребителя, определение товара на полке, в развитие big data и карт лояльности, развитие мобильных приложений и т.д.

Дискаунтеризация региональных рынков

Это важный тренд, который проявляется на региональных рынках, и существующий уже давно, но продолжает быть одним из ключевых. Поскольку вне Москвы и Московской области ключевым фактором выбора магазина продолжает оставаться ценовая политика магазинов.

«Игроки, особенно сибирские ритейлеры, активно развивают сети дискаунтеров. Собственно, они сосредотачиваются полностью на них. Есть дискаунтеры, которые работают по модели немецких Aldi и Lidl, есть дискаунтеры, которые развиваются по другой схеме. В частности, сеть магазинов «Светофор», — утверждает Максим Боровиков.

Промо-акции, СТМ

Порядка трети россиян продолжают утверждать, согласно опросам РБК Исследования рынка, что кризис по-прежнему продолжает оказывать серьезное влияние на их покупки. И основная стратегия для них — посещать магазины все реже, и тратить меньше. 37% россиян стараются приобретать товары по акциям, что оказывает влияние на рост промо-акций, кроме того, повышается доля покупок с картами лояльности. «Цена продолжает оставаться ведущим фактором выбора магазина у российских потребителей», — заявил Максим Боровиков.

Что касается СТМ, отмечается существенное смещение доли респондентов с более высоким уровнем дохода, которые начинают приобретать СТМ. «Если раньше СТМ – был товар скорее для людей с низким уровнем дохода, то сейчас СТМ начинают покупать все больше людей с более высоким уровнем дохода, что говорит о большей диверсификации этих товаров и увеличении количества товаров СТМ высокого качества»,— отметил Максим Боровиков

Общественное питание в магазинах

«Важный тренд, про который надо отметить, — это развитие общественного питания в магазинах. Все сети, от мала до велика, начинают развивать какие-то точки общественного питания в своих магазинах.: магазины у дома «Ярче!», и крупные гипермаркеты Globus и «Лента». И другие, которые наращивают объем СТМ, в том числе, за счет развития общественного питания в магазинах», — подчеркнул Максим Боровиков.

Интернет-торговля

В общем объеме Интернет-торговли торговля продуктами питания пока занимает малую долю – всего 2%.  Но при этом доля будет расти, так как отмечается приход новых игроков, рост числа заказов: все это приводит к тому, что сегмент активно развивается. «Среди онлайн-ритейлеров есть четыре крупных игрока, у которых выручка в этом сегменте более 500 млн рублей, —  «Утконос», «Азбука Вкуса», Ozon, который начал торговать категорией «фрэш» в этом году, и «О’Кей», который зарабатывает порядка 600 млн рублей на этом рынке», — напомнил Максим Боровиков.

По словам Максима Боровикова, в 2018 году на этом рынке появятся новые игроки – Ашан, Globus, который уже начал работать в Красногорске.

Говоря о географической структуре онлайн-рынка продуктов, Максим Боровиков уточнил, что на Москву и Московскую область приходится порядка 50 процентов рынка, но доля регионов будет расти, потому что Интернет-торговлю начинают использовать ритейлеры из регионов. «Можно вспомнить опыт региональных магазинов SPAR и также некоторых других сетей. Но пока Интернет-торговля остается для людей с высоким уровнем доходов, по опросам, в Интернет-магазинах  предпочитают покупать люди с уровнем дохода более 100 тыс. рублей в месяц,  по возрасту — до 30 лет», — отметил Максим Боровиков.

Оставьте ответ