4 июня в зале «Амфитеатр» прошла сессия «Региональные аспекты развития торговли» с участием представителя Минпромторга России Никиты Кузнецова, а также руководителей экономических и торговых департаментов из более чем полусотни регионов страны. Своим выступлением украсил сессию талантливый, прагматичный, а главное, честный и искренний Денис Соколов – один из руководителей CUSHMAN&WAKEFIELD.
Даровитый архитектор Петр Галкин рассказал об огромной работе, которую провела его команда, по определению типов торговых улиц, практически во всех городах России. Как выяснили профессионалы, у нас в стране можно организовать три вида торговых улиц: центральные, срединные и периферийные. Каждая имеет свои исключительные особенности и детали проработки в доставке товаров в магазины. К примеру, на первой позиции (центральные улицы) доставка должна осуществляться только через дворовые пространства. Как говорил известный сатирик Аркадий Райкин, «с заднего крыльца». Кстати, это в основном должно происходить потому, что эти улицы в обязательном порядке — пешеходные. Исследования архитектора Галкина касались также и развития торговых зон в курортных городах России, когда гости пляжа могут воспользоваться всеми услугами цивилизации – поесть, попить, купить новые плавки или кепочку — в нескольких метрах от пляжа.
— Мы хотели сформировать «пространство жизни горожан», — заявил Петр Галкин. – Это ведь не только размещение магазинов или кафе на первых этажах здания, но и обустроить скверы, парковки, условия подвоза продукции и многие другие вещи. Мы показываем, как организовать идеальную торговую улицу. И не обязательно стационарную – вполне может быть и рынок выходного дня. Кстати, мы рассчитали лучшую протяженность торговой улицы: минимум – 200 метров, максимум – 600. Мы изучили, что длина обычной автобусной остановки, в смысле, расстояние между остановками, является максимальным для нормальной торговой активности. Также мы изучили застройку 70=80 годов, где длинные здания стоят на совершенно пустых пространствах. Их можно и нужно вовлечь в активную городскую торговую жизнь. Что мы и сделали в подмосковных городах Кашире и Павловском Посаде. Сейчас на этих улицах жизнь бьет ключом!
— Не знаю, не уверен, — парировал Денис Соколов. – Нельзя в отрыве от покупательной способности населения планировать создание торговых улиц. Надо четко знать цель. Если вы хотите привлечь всю пьянь с окраин в центр – это одно дело, совсем другое – притягивать туда культурных людей. Пустые пространства между длинными домами никак не освоить! Денег-то нет у народа. Откройте возле двух, стоящих в чистом поле, многоэтажных дома хоть сто тысяч магазинов – покупателей от этого не прибавится. Уверен, кстати, что туда моментально попадет сетевой ритейл. Даже, если вы введете ограничения для магазинов – не более 50 квадратных метров. Они откроют именно такие. Местные одиночки с интересным товаром туда не попадут. Ни эксклюзивные магазинчики, ни милые ресторанчики. Современный несетевой ресторатор как бабочка – живет недолго. У нас не Париж! И условный ресторан господина Септима не выживет дольше трех-четырех месяцев. Тут уже регулятор должен думать, кого привлекать на торговые точки. На мой взгляд, даже приличный ресторан с нормальной музыкой и обслуживаем может стать неким источником культуры. А тем более, какие-то картинные галереи на его стенах или тому подобное. Однако повторюсь, для несетевого ритейла любая проблема с соответствующими органами является фатальной. У сетевого «монстра», в хорошем смысле этого слова, есть юристы и финансовая возможность решить все проблемы. Они и будут занимать эти торговые улицы, если губернаторы или местные департаменты с депутатами не решат вопрос на законодательном уровне.
Дениса Соколова поддержал руководитель департамента торговли Самарской области Алексей Сафронов:
— Мы не можем развивать региональный ритейл, потому что нам противодействует департамент градостроительной политики. Толкуют о какой-то только им одним понятной священной корове — «красной линии»! Это основная причина для их отказа от ритейла в центре города. Даже летние ресторанчики открыть не можем. Нельзя и всё тут! Мы понимаем, что каждое управление со своими тараканами, но они…
Выступающего совершенно к месту перебил Никита Кузнецов:
— Мы слышали о таких проблемах, однако вы можете им смело заявлять, что они… как бы помягче сказать? Неправы. На съемные конструкции, так называемая, «красная линия» не распространяется. И тут даже не нужна какая-то специальная рекомендация Минпромторга – и так все ясно.
Завершил сессию Денис Соколов, предложив создать в каждом российском городе своеобразные инкубаторы для несетевых ритейлеров – пусть даже небольшие по площади, которые будут напрямую подчиняться Минпромторгу, а не местным чиновникам. Мы надеемся, что предложение Соколова будет рассмотрено в ведомстве и получит поддержку.
Автор: Владимир Пожарский