Николай Крайнов: «В Европе основные потери в торговле составляют 1,82% от годового оборота в 70 млрд евро»
Для всех торговых компаний управление своими потерями является ключевым элементом контроля над своими товарными запасами. Уровень потерь зависит как от краж в торговых залах, так и от административных и бухгалтерских ошибок, влияющих на прибыль. О том, какие решения в секторе ритейла по предотвращению потерь и обеспечению видимости продукции на полках представлены на рынке и каких успехов они позволяют достичь, рассказывает директор Checkpoint Systems Russia Николай Крайнов.
— Расскажите про основные направления деятельности компании Checkpoint Systems.
— Компания Checkpoint Systems является подразделением CCL Industries Inc., мирового лидера в области этикеток и упаковочных решений. Имея полувековой опыт в радиочастотной технологии, мы располагаем большой линейкой противокражных антенн (EAS). Также мы являемся крупнейшим производителем расходных материалов – RF/RFID этикеток, жестких датчиков, а также этикеток и ярлыков для одежды. Мы располагаем 20 типографиями в 16 странах. Наше производство находится в тех странах, где сосредоточены основные центры мирового производства одежды. Таким образом, мы предлагаем комплексные решения для маркировки, защиты и отслеживания товаров.
— Действительно, компания Checkpoint Systems всем известна как производитель противокражного оборудования. Существуют ли какие-то инновации в этом направлении?
— Конечно, теперь противокражные антенны являются высокотехнологическим продуктом. Например, наша новая линейка антенн NEO – каждая антенна является интеллектуальным устройством. Хочется отметить две наши новинки, отличающиеся максимальной шириной прохода между устройствами – (до 2,2 м для антенны NP20 и до 2,7 м для NP10). Благодаря электронной платформе NEO, лежащей в основе программного обеспечения антенн, становится возможным отправлять оповещения в режиме реального времени сотрудникам магазина и работникам охранной службы. С помощью мобильного приложения для управляющих магазинов, устанавливаемого на смартфоны, удастся обеспечить беспроводное соединение с антеннами, настраивая необходимый тип звукового сигнала из библиотеки аудиофайлов или цвет светодиодных индикаторов.
— Каким образом удается в режиме реального времени контролировать деятельность торговых сетей, собирая воедино данные с датчиков, счетчиков и противокражных систем?
— Для этих целей в компании разработали пакет программного обеспечения Smart Suite, представляющий агрегатор по сбору всей информации с торгового и противокражного оборудования. В состав пакета входит Smart Counter — платформа для обработки в реальном времени данных для эффективного управления торговыми точками и Smart Analytics— платформа интернета вещей (IoT) для сбора данных из нескольких устройств-источников и представления их в виде таблиц и графиков. Также в пакет входит сервисное приложение Smart Control, непрерывно контролирующее функционирование удаленных устройств и выявляющее возможные нарушения.
— Хотелось бы поговорить подробнее о маркировке товаров – уже запущен пилотный проект национальной маркировки обуви и близится запуск маркировки других категорий товаров. А что Вы можете предложить ритейлерам?
— Мы уже работаем с несколькими компаниями в данном направлении. Мы предлагаем этикетки высокого качества, сертифицированные независимыми агентствами. Самыми перспективными являются этикетки с интегрированными решениями для противокражных RF систем и решения для RFID. Обычно этикетки наносят на одежду или упаковку в месте изготовления еще до прибытия продукции в магазин. Но также это может происходить в любой точке цепи поставок (например, в распределительных центрах) до момента доставки розничному продавцу. В Checkpoint Systems есть возможность наносить исходные этикетки непосредственно на текстильных фабриках, поскольку 10 производственных площадок компании расположены рядом с местами производства одежды в Китае, Турции, Индии, Бангладеше, Вьетнаме, Гонконге и др. Также у компании есть глобальная сеть партнеров по всему миру, обеспечивающих нанесение маркировки. Для обеспечения управления заказами между ритейлерами и их сетью контрактных производителей есть решение Check-Net — автоматизированная платформа электронной торговли, обеспечивающая прозрачность учета в процессе производства, поставки и выставления счетов.
-На Ваш взгляд насколько эффективно сегодня проходит проект по внедрению обязательной маркировки продукции в различных товарных категориях?
— На мой взгляд данный процесс проходит довольно непросто, происходят активные обсуждения в рабочих группах и у участников пилотных проектов до сих пор существует немало вопросов по особенностям реализации проекта. Мы не находимся в стороне от этого, в частности, мы обсуждаем возможность «зашивания» данных маркировки в RFID датчик или этикетку. Это позволит существенно упростить решение маркировочного вопроса компаниям, использующим RFID технологии. В частности, должна отпасть необходимость оптического сканирования в точках контроля.
— Можете рассказать подробнее о технологии RFID? Какие решения на основе RFID Вы можете предложить на сегодняшний день?
— Решения на основе технологии RFID от компании Checkpoint поддерживаются уникальной комбинацией запатентованного аппаратного (Wirama Radar™) и программного обеспечения (Halo). Главное конкурентное преимущество RFID технологии состоит в том, что она позволяет эффективно предотвращать кражи товаров в магазине и это идеальный инструмент для сбора данных о продукции. Мы сами производим RFID инлеи и много различных видов RFID этикеток – вшивных этикеток, навесных ярлыков и многих других. Таким образом, мы можем предложить готовые комплексные RFID решения — от RFID метки до программного и аппаратного обеспечения. Важно отметить, что есть возможность подключения продуктов c RF/RFID метками и датчиками к «облачной» системе Halo для обработки и хранения данных. С помощью программного обеспечения Checkpoint осуществляется поддержка 100 миллионов RFID-транзакций в сутки.
— Каковы особенности системы Wirama Radar и где она применяется?
— Данная система представлена в различных моделях антенн – стандартные ворота; антенны, встроенные в пол; потолочные антенны. Система способна отследить направление перемещения товара с RFID-меткой и может определить, случайно ли товар оказался рядом с выходом из магазина или возник случай кражи. При этом у ритейлеров уже нет ограничений в плане планировки и дизайна своих магазинов.
— Можете рассказать об успешном внедрении технологии RFID?
— На сегодняшний день мы активно сотрудничаем с польской группой LPP, занимающейся розничной торговлей модной одежды под брендами Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay. Компания Checkpoint внедрила программу радиочастотной идентификации RFID в LPP по всей цепочке поставок, начиная с процесса производства одежды и заканчивая ее реализацией в более чем 1700 торговых точках 23 стран мира. Использование исходной маркировки RFID позволило нам поставлять в магазины готовые к выкладке товары, сокращая время проверки поставок текстильной продукции сотрудниками магазинов и повышая точность инвентаризации. Для улучшения рабочего процесса в цепочке поставок были размещены RFID устройства в распределительных центрах, что позволило проводить точную проверку входящих и исходящих товаров, гарантируя доставку в нужный магазин. Внедрение RFID технологии позволило LPP значительно повысить основные показатели эффективности работы и общую удовлетворенность клиентов качеством обслуживания.
— В числе партнеров компании значатся лидеры рынка, имеющие высокие компетенции в разработке ряда программных решений. В данном случае возможен вариант сотрудничества?
— Компания Checkpoint Systems сотрудничает по разным направлениям со многими лидерами рынка торгового оборудования и программного обеспечения, такими как: Bizerba Group, Microsoft Azure и многими другими, а также с различными некоммерческими организациями: ECR Community, Shrinkage and OSA Group, GS1, The Smart Cube, Crime&Tech srl и другими. Например, с компанией Bizerba Group мы недавно разработали совместный проект по кассам самообслуживания для ритейла. А исследовательские институты The Smart Cube и Crime&Tech srl помогают нам подготавливать ежегодные отраслевые статистические исследования по потерям.
— Можете рассказать подробнее о партнерстве с компанией Bizerba Group?
— Поскольку в последнее время в магазинах наблюдается тенденция перехода к кассам самообслуживания и сервисам Scan and Go, компания Checkpoint как эксперт в системах защиты товаров совместно с Bizerba — ведущим поставщиком решений в области технологий взвешивания и маркировки продукции, разработали новое поколение касс быстрого обслуживания «frictionless». Это позволило не только улучшить сам процесс совершения покупок, но и обслуживание покупателей в целом, сводя к минимуму время, проведенное ими в очередях. Данный проект будет внедряться на американском рынке. Что касается российского рынка, то он пока не готов к подобным инновациям.
— В чем состоит суть совместного исследования Checkpoint Systems и европейского института потерь The Smart Cube?
— «Глобальный барометр потерь в розничной торговле» — единственное отраслевое статистическое исследование по кражам и ошибкам персонала при обработке данных в торговле. Полученные сведения основаны на комбинации онлайн опросов, которые охватывали ключевых специалистов, принимающих решения в сфере розничной торговли в 10 странах, а также персональных, углубленных интервью с управленческим персоналом.
Мы проводим данное исследование ежегодно и всегда приглашаем ритейлеров принять в нем участие и затем получить полное исследование о потерях.
Важно отметить, что к потерям следует отнести не только кражи товаров сотрудниками и недобросовестные действия поставщиков, но и ошибки бухгалтерии, просчеты в ценообразовании и в управлении запасами. Например, если смотреть данные исследования за 2015 год, то окажется, что потери российских магазинов составили 6,17 млрд и основной причиной стало воровство в магазинах их собственных сотрудников. По этому показателю Россия оказалась на втором месте в Европе после Германии с 6,6 млрд долл. потерь. А отношение потерь к общему торговому обороту у российских ритейлеров составило 1,18%. К сожалению, в свежем исследовании за этот год нельзя провести какие-то аналогии с прошлыми годами, потому что в этот раз ни один из российских ритейлеров не согласился предоставить данные о потерях даже на наше обещание относительно их конфиденциальности. Поэтому можно только говорить про европейский опыт, где основные потери в торговле составляют 1,82% от годового оборота в 70 млрд евро. Сегодня во всем мире ритейлеры ищут способы отслеживания и контроля в реальном времени потерь чтобы попытаться избежать ощутимых убытков и отсутствия товаров на полках.