Иван Мельник: «Система умного здания помогает сократить расходы на электроэнергию в магазине на 5-15%»
В X5 Retail Group — ведущей мультиформатной розничной компании сегодня тестируют технологии электронных ценников, видеоаналитики, умных полок, цифровых информационных панелей и сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок. О том, каким образом в компании производят эффективный поиск лучших инновационных решений и какой экономический эффект дает их внедрение, Retail Life рассказывает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник.
-Какие из инновационных разработок, проходящих тестирование в магазине-лаборатории X5 Retail Group, являются наиболее перспективными и какие из них планируется реализовать в каждой из трех сетей?
— В том или ином виде большинство решений, проходящих тестирование, со временем появятся в «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели». В первую очередь это относится к системам умного здания, информационным киоскам, умным прайс-чекерам, кассам самообслуживания, системе видеоконтроля полок. Практически все решения уже переходят в стадию расширенных пилотов или ограниченных тиражей. Однако стоит уточнить, что некоторые из них больше востребованы в формате «магазин у дома» и их применение необязательно, например, в гипермаркетах. Кроме того, в разных магазинных форматах одна и та же технология может внедряться на базе решений разных производителей.
— Какие технологии получат приоритет в воронке инноваций Х5?
— В первую очередь те из них, которые повлияют на опыт покупателей в традиционном магазине или изменят к лучшему внутренние операции в магазинах, цепочках пополнения, процессах управления или в бэк-офисе.
В частности, из-за важности первого пункта, опыта покупателя, в Х5 быстро развивается практика видеоаналитики. В компании прошло почти 20 пилотов по видеоаналитике, часть из которых в магазине-лаборатории. Компьютерное зрение помогает оцифровать взгляды наших покупателей на магазинные прилавки, полки и кассы, и системно работать над улучшением покупательского опыта. Постепенно решения по видеоаналитике появятся в большинстве магазинов торговых сетей Х5.
Еще одно решение, которое Х5 оценивает, как перспективное – терминалы лояльности. Другое их название – информационные киоски. На сегодня основная функция таких устройств заключается в выдаче купонов с персональными предложениями покупателям в торговом зале.
Кроме того, мы будем все больше распространять в торговых сетях кассы самообслуживания, так как они пришлись по душе многим покупателям. В частности, пенсионерам очень удобно не спеша перебрать и посмотреть свой товар до сканирования и оплаты.
-Что предшествует внедрению технологий и каким образов в компании принимают решение о их тиражировании?
-Все новые технологии проходят несколько стадий воронки инноваций Х5: оценка, тестирование, пилот, внедрение или тираж, оценка после запуска.
Полную силу экономического эффекта мы можем «прочувствовать» после массового тиража технологии, который в свою очередь возможен только после подтверждения гипотезы и бизнес-кейса в пилоте. В то же время после расширенного пилота и ограниченного тиража мы можем понять, окупится ли эта технология, и насколько стабильно будет работать решение при внедрении «в масштабе» во многих магазинах.
Так или иначе, планомерно, шаг за шагом Х5 будет увеличивать число торговых точек с новыми решениями. Часть инноваций, правда, будет незаметна покупателю. Например, вызывать кассиров при появлении очередей на кассах будет уже не менеджер расчетно-кассового узла, а робот с приятным голосом, неотличимым от человеческого.
-Какой экономический эффект дало внедрение инноваций?
-Приведу несколько примеров. Система умного здания помогает сократить расходы на электроэнергию в магазине на 5-15%. Такие данные были получены по итогам тестирования в магазине-лаборатории и пилотов в магазинах разных форматов. Чем больше магазин, тем сильнее эффект. Наши затраты на электроэнергию, как вы понимаете, исчисляются миллиардами рублей. Средний чек покупателей, использовавших систему самообслуживания со сканерами в магазине, на 77% выше обычного. Умные планограммы в «Карусели» помогли увеличить продажи некоторых категорий товаров на 10,5%. В магазинах, где очереди контролируют с помощью видеоаналитики, NPS по кассовой зоне возрастает на 10 пунктов.