По результатам исследования «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России», проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), коммуникационной группой «Орта» и агентством FleishmanHillard Vanguard, число респондентов, отмечающих позитивную динамику предпринимательского климата, уменьшилось более, чем в три раза и составило 10% (33% по итогам 2017 года).
По мнению иностранных инвесторов, многие надежды 2017 года в 2018 году не оправдались. Количество оптимистов сократилось более чем в 3 раза (по итогам 2018 года только 10% увидели улучшение делового климата, по сравнению с 33% год назад), при этом количество тех, кто не увидел изменений – ни позитивных, ни негативных – существенно не изменилось (40% сегодня и 45% год назад). 50% отметили ухудшение предпринимательского климата (22% год назад). Эти показатели сравнимы со значениями 2016 года – тогда 53% отметили ухудшение климата.
«По итогам 2018 года иностранный бизнес занял более выжидательную позицию, несмотря на отсутствие каких-либо значительных проблем. Результаты исследования, которое уже в восьмой раз проводится усилиями РСПП и FleishmanHillard Vanguard/КГ «Орта», показывают, что зарубежные инвесторы делают акцент на прямое взаимодействие с органами государственной власти», — отметил Александр Шохин, президент РСПП.
«Несмотря на осторожную оценку общего фона предпринимательского климата, иностранный бизнес в целом гораздо менее активно отмечал наличие каких-либо острых проблем, мешающих предпринимательской деятельности в России. Так, существенно снизилась наиболее острая проблема прошлого года – недостаток квалификационных кадров – её отметили 40% опрошенных (против 67% за 2017 год). При этом в 2018 году показали резкий рост негативного влияния на бизнес климат неэффективность налогового администрирования (рост практически в два раза — 40% в этом году, 21% в прошлом), рост цен (20% и 13%) и, впервые, серьёзным фактором стало низкое качество государственного управления (рост в 20 раз — 20% сейчас и 1% ранее). Во взаимодействии бизнеса с властью ключевым инструментом остались прямые личные контакты (80% сейчас и 76% ранее), участие в бизнес ассоциациях и отраслевых объединениях (70% и 98%)», — считает Елена Фадеева, президент коммуникационной группы «Орта», генеральный директор FleishmanHillard Vanguard.
Иностранные инвесторы позитивно оценили целый ряд ключевых направлений российской инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности – средняя оценка выросла до рекордных за всю историю исследования 5,5 баллов из 7 возможных. При этом, в 2017 году оценка уже была рекордной и составила 4,68 баллов. Так, лидерами в 2018 году стали такие направления как телекоммуникации (5,8 баллов в 2018, 6 баллов в 2017 году), системы теплоснабжения, электросети и газоснабжение (по 5,6 баллов). Также высокие позиции занимают банковская система, образовательные учреждения, автомобильные дороги, системы водоснабжения и водоотведения и железные дороги (средняя оценка – 5 баллов и выше).
Наибольшую положительную динамику продемонстрировали в 2018 году электросети (рост с 4,2 до 5,6 средних баллов), газоснабжение (от 4,1 до 5,6 средних баллов) и доступная недвижимость/земля (от 3,4 до 4,5 средних баллов), по сравнению с прошлым годом. Аутсайдером рейтинга стали биржи (4,2 балла), прочие направления в целом оценивались респондентами выше среднего и составили не менее 4,5 балла.
Исследование показало значительный рост в вовлеченности иностранного бизнеса в региональные социальные проекты – доля компаний, которые оказывали помощь региональным властям, увеличилась почти на треть и составила 60% в 2018 году (44% в 2017 году). При этом, бизнес перестал фокусироваться на конкретных направлениях и стал более диверсифицированным, о чём говорят результаты 2018 года. Основное направление для социальных проектов, реализуемых иностранным бизнесом, остаётся реализация программ для работников компании – половина компаний вовлечена в это направление (59% в 2017 году). Другие ключевые социальные программы в 2017 году, финансируемые иностранным бизнесом – это реализация собственных социальных и благотворительных программ (50% в 2018, 82% в 2017), финансирование через благотворительные фонды (50% в 2018, 78% в 2017) и финансирование мероприятий (50% в 2018, 27% в 2017).
Говоря о тех факторах, которые могут стимулировать ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности, респонденты отметили повышение прозрачности процессов (80% в 2018 году, 67% в 2017) и снижение налогов для ответственных предпринимателей (60% в 2018 году, 58% в 2017).