СТМ, порционная упаковка, ориентация на ЗОЖ, маркировка как способ убеждения, омниканальность — это тренды развития потребительского рынка в ближайшие годы, заявил Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, выступая на «Продфоруме» в рамках выставки «Продэкспо-2019».
Собственная торговая марка
«Развитие собственных торговых марок — явление не новое для нашей страны, данное направление активно развивается. По нашим оценкам, уже 9% розничного товарооборота в России приходится на собственные торговые марки сетей в сегменте продуктов питания. Лидерами нашей страны по проникновению СТМ являются следующие сети: Дикси, Ашан,Пятерочка, Азбука вкуса, Лента, Metro, Магнит, BILLA, О’кей, Перекресток», — рассказал Иван Федяков.
По его словам, у российских лидеров доля СТМ достигает 20 и более процентов, это достаточно весомая величина. Однако, несмотря на то, что данная величина может показаться достаточно большой, на развитых рынках проникновение СТМ значительно выше — это треть и более, в некоторых странах — половина всего розничного товарооборота.
Эксперт убежден, что ничто не сдерживает в России развитие СТМ сетей, поэтому это явление будет активно нарастать с точки зрения предложения на полках магазинов. Причем это предложение становится более изощренным.
Порционная упаковка
«На сегодняшний момент порционная упаковка завоевывает все большую популярность в связи с тем, что многие покупатели хотят контролировать порцию или едят на ходу из-за ускоряющегося темпа жизни, некоторые хотят экономить и покупать меньшую упаковку. Кроме того, растет количество людей, живущих в одиночку. Соответственно, им уже не нужны такие большие упаковки, как раньше. Они хотят покупать ровно столько, сколько им для этого необходимо. Уменьшаются объемы упаковки ровно до объема потребления. Причем обратная сторона этого тренда — большие упаковки — мультипаки или family pack. Когда порционные упаковки собраны в одну большую упаковку, это очень удобно для семей, которые живут с детьми», — отметил гендиректор INFOLine.
Ориентация на ЗОЖ
Иван Федяков также обратил внимание на особую популярность здорового образа жизни: данный тренд— достаточно популярен во всем мире. «В нашей стране быстро растет популярность этого тренда, увеличивается количество людей, которые занимаются спортом. Почти 80 процентов подростков и учащихся заявляют, что они регулярно занимаются спортом. Кроме того, в нашей стране растет количество людей с заболеваниями в области пищеварения. Они вынужденно переходят на другой режим питания, на другое потребление. Это тоже формирует определенный спрос у потребителя на специальную продукцию. Более того, в магазинах появляется специальные продукты для спортсменов, тоже достаточно интересное направление для развития потребительского рынка. И что интересно, это нашло отражение в самом пространстве торговых сетей. Например, Globus запустил категорию здорового питания, «Ашан» запустил отдельную категорию даже с безалкогольным вином. Совсем недавно отдельную категорию запустила торговая сеть «Лента» в своих магазинах, теперь там тоже представлена группа товаров здорового питания», — отметил Иван Федяков.
Маркировка продукции
«Данный метод — довольно стандартный и давно использующийся для коммуникации с потребителем. Легкие, простые маркировки позволяют быстро считывать информацию о товаре. Например, «Азбука вкуса» «советует» своим покупателям приобрести тот или иной товар. Но наиболее интересно поступила торговая сеть «Красное и белое», используя винного критика Роберта Паркера, который выпускает на протяжении десятилетий каталог вин, и дает им баллы от 0 до 100 баллов. Сеть «Красное и белое» стала наносить маркировку в виде наклейки с баллами Роберта Паркера на продукцию в своих магазинах. И этот способ стал очень активно использоваться россиянами при выборе продукта», — рассказал Иван Федяков.
Омниканальность
«В настоящее время Россия находится на хорошем уровне с точки зрения обеспеченности россиян смарт-устройствами и постоянным выходом в интернет. Все необходимое для того, чтобы покупать продукты питания дистанционно, уже есть, есть желание, о чем свидетельствуют различные опросы и исследования. Осталось только свести предложение и покупателя», — считает Иван Федяков. По его словам, основные изменения произойдут не в области интернет-торговцев, а в области традиционных ритейлеров, именно они имеют и закупочную мощь, и те инвестиционные возможности, которые позволят перевернуть рынок. Спикер также обратил внимание на то, что ритейлеры активно запускают интернет-магазины, и потребители начинают активно этим пользоваться.
Эксперт также отметил активное развитие сервисов доставок. «Буквально за 1 год —объем продаж iGoods уже составил больше 1 млрд рублей, а у Instamart – 1 млрд рублей. Я уверен, что в 2019 году эта цифра удвоится или даже утроится. Это становится значимым для сетей и потребителей и для этих игроков», — резюмировал Иван Федяков.