В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей.
По данным проведённого исследования, 98% от общего количество заказов в рамках онлайн-импорта приходится на Китай. В 2023 году сумма заказов составила 282 млрд рублей, это примерно 90% от общей суммы заказов в рамках онлайн-импорта. При этом доля КНР в объёме доставок достигает 79%.
Что же касается других импортёров, то ни один из них не может сравниться по популярности с китайскими поставщиками. В частности, Турция и Германия занимают в импорте россиян второе и третье места — 16% и 10% от общего объёма, соответственно. А у Казахстана, Южной Кореи и некоторых других стран доля равна примерно 9%.
По мнению аналитиков Data Insight и GBS, ключевыми игроками розничного онлайн-импорта сегодня являются:
- Интернет-ритейлеры и маркетплейсы (с кроссбордерной полкой)
- Мейлфорвардеры (с витриной и без витрины)
- Сервисы по созданию кроссбордерной полки
- Таможенные брокеры
Обеспечением трансграничной доставки заказов в России занимаются несколько логистических компаний и транспортных операторов, работающих в сфере кроссбордера. В их числе:
- Почта России
- GBS
- СДЭК
- Цайняо (Cainiao, КНР)
- Boxberry
- 5Post (X5 Retail Group).
В число ведущих компаний входят также компании «Деловые Линии», ПЭК и КИТ, играющие большую роль в магистральной доставке трансграничных отправлений.
Потребители онлайн-импорта покупают товары преимущественно для личного пользования, причём делают это постоянно. Для 86% россиян онлайн-покупки за рубежом не являются новинкой, 58% совершили три и более покупки за последние шесть месяцев. А ещё 75% потребителей сообщили о бесплатной доставке своего последнего заказа.