Retail Life

Россияне выбирают меньше покупок и больше смысла

В 2024 году в социальных сетях начал набирать популярность тренд под названием «No Buy» («Без покупок»), направленный на снижение спонтанных расходов и развитие осознанного потребления. Однако, как показало исследование платформы Anketolog, проведённое среди 2 000 россиян, о существовании этого движения слышали лишь 23%. При этом почти половина респондентов (46%) уже стараются ограничивать импульсивные траты, а ещё 31% задумываются о необходимости пересмотра своих потребительских привычек.

Идея «No Buy» совпадает с растущей тенденцией к устойчивому потреблению: покупатели стали чаще обращаться к ресейл-платформам и винтажным магазинам. Это выгодно как для экологии, так и для экономики – снижение избыточного потребления стимулирует бренды к честной конкуренции и более качественным предложениям.

Люди, придерживающиеся этого тренда, вводят для себя определённые ограничения. Например:

  • покупают уходовые средства и одежду только при реальной необходимости;
  • отказываются от кофе навынос;
  • готовят еду дома вместо доставки;
  • не покупают декоративные элементы для интерьера;
  • отдают предпочтение библиотекам вместо покупки книг;
  • исключают покупку косметики;
  • выбирают общественный транспорт или пешие прогулки вместо такси.

Общее стремление сократить траты продемонстрировали 77% участников опроса. 40% замечают снижение потребления в своём окружении. Однако полностью отказаться от импульсивных покупок удаётся немногим – лишь 12% всегда тщательно планируют расходы. 51% признались, что делают спонтанные покупки редко, а 33% – время от времени. При этом 70% уверены, что не страдают шопоголизмом, хотя 12% признали у себя такую склонность.

Наиболее популярными сервисами остаются маркетплейсы (73%), такси (34%) и доставка еды (33%). Однако именно эти категории чаще всего становятся объектами экономии – россияне стараются сократить расходы на онлайн-шопинг, рестораны, напитки навынос и транспорт. Более того, 14% пользователей удалили соответствующие приложения, чтобы не поддаваться искушению.

В случае необходимости сократить расходы, респонденты прежде всего готовы экономить на:

  • развлечениях (56%);
  • услугах в сфере красоты (39%);
  • косметике (32%);
  • путешествиях (29%);
  • товарах для хобби (27%).

Тем не менее, россияне не планируют экономить на продуктах питания (66%), лекарствах (51%) и оплате коммунальных услуг (45%).

Экологическая мотивация также становится значимым фактором: 36% считают вклад в охрану окружающей среды важным поводом для уменьшения потребления, столько же стараются целенаправленно сократить использование коммунальных ресурсов. Почти половина респондентов (48%) выразили желание уменьшить потребление в 2025 году, 35% пока не определились, и лишь 17% не планируют менять свои привычки.

Среди сервисов, от которых россияне хотели бы отказаться в ближайшее время, лидируют маркетплейсы (29%), доставка еды и такси (по 18%). В то же время 36% полностью довольны текущим уровнем потребления.

К основным преимуществам участия в движении «No Buy» россияне отнесли:

  • возможность контролировать свои расходы (67%);
  • переход от импульсивных покупок к более продуманным решениям (60%);
  • заботу об экологии (36%);
  • разбор и расхламление вещей (33%);
  • возможность закрыть кредиты (21%).

Итог исследования говорит о том, что россияне всё больше склоняются к разумному потреблению, хотя и не всегда ассоциируют свои действия с популярными трендами.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.