Поставщики меда тестируют собственную маркировку
Группа компаний «Органик», поставщик натурального меда в российские торговые сети, разработала и внедрила систему, позволяющую покупателю с помощью QR-кода получать полную информацию о происхождении продукта. В марте 2019 года стартуют отгрузки продукции с «живыми» этикетками. Инвестиции группы на внедрение системы составят более 20 млн. рублей.
Наводя смартфон на этикетку, покупатель получит подробную информацию о пчеловоде, который выпустил именно этот мед: регион производства, опыт, масштаб хозяйства и пр. Электронная карточка пчеловода также дает локацию пасек, а короткий видеоролик позволит познакомиться с пчеловодом.
На первом этапе внедрения системы история происхождения меда будет вестись в линейке «Берестов А.С. Избранное». В дальнейшем ГК «Органик» намерена персонализировать каждую единицу продукции, маркируя банки индивидуальным номером пчеловода из ведущегося реестра. На данный момент в реестре содержатся сведения о более чем 3000 пасечниках Алтайского края и Дальнего Востока, Республики Башкортостан и юга России.
Как отмечают в ГК «Органик», внедрение этого технологичного решения станет одним из шагов на пути в борьбе с фальсификатом на полках в торговых точках. По разным оценкам, доля фальсифицированной продукции сейчас на рынке меда достигает 40%.
Кроме того, открытая история происхождения меда может быть интересна потребителям, что, в свою очередь, будет способствовать формированию доверия к продукту.
«Сегодня для пчеловодов проблема фальсификата стоит острее, чем для виноделов. В отличие от рынка вина, где действуют государственные стандарты качества и контроля и сформировалась культура потребления, цивилизованный рынок меда в нашей стране только формируется. Мы как его значимые игроки и эксперты отрасли обязаны принять участие в выработке правил работы в интересах потребителей, пчеловодов и всего рынка», — говорит основатель ГК «Органик» Дмитрий Галаганов.
Идея выпуска меда с QR-кодом на упаковке логичным образом продолжила проект Россельхознадзора по внедрению с июля 2018 года системы ветеринарной сертификации «Меркурий». Более того, по словам Дмитрия Галаганова, государственная система «Меркурий» фактически является гарантией истории происхождения продукта.
В декабре 2018 года в ходе рабочей встречи Дмитрий Галаганов представил главе Россельхознадзора Сергею Данкверту «дорожную карту» по развитию качества и безопасности российского меда в целях повышения его потребления в РФ и развития экспорта. В настоящий момент согласованная программа реализуется. В частности, она предусматривает доработку нормативов и стандартов, разработку методик исследований пчелопродуктов, решение проблемы неэффективной лабораторной базы, улучшение системы государственного контроля и ответственности, принятие кодекса добросовестных производителей меда.
Группа компания «Органик» поставляет на российский рынок натуральный мед и пчелопродукты под маркой «Берестов А.С.», а также производит натуральные сладостипод маркой «Galagancha». Продукция поставляется в большинство крупных торговых сетей России, в том числе «Ашан», «Лента», «Магнит», «Метро» и многие другие, а также экспортируется в Китай, США, Тайвань и ОАЭ. Выручка группы по медовым продуктам за 2018 год составила 480 млн. рублей. В 2019 году объем продаж планируется удвоить.
Медовый бизнес ГК «Органик» выглядит так: эксперты-заготовители круглый год барражируют по медоносным регионам, выбирая натуральный мед, соответствующий требованиям компании. Отобранные партии резервируются, маркируются, с каждой емкости берут пробы и передают в лабораторию. При получении положительного лабораторного заключения мед выкупается у пчеловодов и поставляется на собственную фабрику натуральных продуктов в городе Заречный Свердловской области для упаковки и дальнейших поставок в торговые сети и дистрибьюторам.
Для справки: Российский рынок меда
По данным аналитического центра Минсельхоза РФ, в 2017 году пчеловоды России собрали 68 тыс. тонн натурального меда. Среднегодовое потребление меда в стране составляет 470 г на душу населения. Свыше 70% продуктов пчеловодства продается на ярмарках, рынках, фестивалях, в иных С2С–форматах. При этом качество меда в указанных каналах продаж в последние годы значительно упало – контроль здесь гораздо ниже, чем в розничных сетях. Развитие рынка сдерживают неактуальная нормативная база (старые ГОСТы, невнятные правила содержания пчел, оторванность действующих стандартов от мировых), плохо настроенная лабораторная база, низкая осведомленность о реальном положении вещей с качеством меда среди потребителей.