С 1 сентября 2026 года российские компании, работающие в логистике, обязаны будут перейти на электронные транспортные накладные – это предусмотрено федеральным законом №140-ФЗ. И хотя до наступления «часа Х» остается чуть больше года, многие компании не стали дожидаться дедлайна и уже запустили проекты по переходу на ЭТрН – чтобы заранее протестировать процессы, адаптировать сотрудников и оценить реальную эффективность цифрового подхода.
Как бизнес адаптируется к новым требованиям, какие сложности встают на пути, и какие результаты уже видны – об этом рассказали представители ритейла, логистики и IT в рамках форума «ЭДО Сибирь», прошедшего 7 августа в Новосибирске.
За последний год интерес бизнеса к электронным транспортным накладным заметно вырос. Об этом рассказал Денис Малышев, руководитель направления Saby TMS: «Раньше на вопрос, кто вообще слышал про ЭТрН, руки поднимали два-три человека. Сейчас уже гораздо больше. Это значит, что тема перестала быть экзотикой и стала реальным бизнес- инструментом. Переход на ЭТрН с 1 сентября 2026 года – вызов для многих компаний. Он позволит ускорить процессы и исключить ошибки. Главное – начать подготовку заранее и продумать интеграцию с существующими системами».
По его словам, запуск государственной информационной системы перевозочных документов создал единый цифровой контур для всех участников процесса, но требует серьёзной подготовки от бизнеса – от изменения IT-ландшафта до обучения персонала.
От пилотов до масштабирования: практики внедрения
В некоторых компаниях цифровизация документооборота в транспорте уже стала частью стратегии. Так, в ГК «Гулливер» пилотный проект стартовал ещё в 2023 году. Михаил Жужжин, руководитель отдела транспортной логистики, рассказывает:
«Мы понимали, что лучше заранее отработать процесс, чем «тушить пожар» в последний момент. За три месяца прошли полный путь: от определения ответственных до подключения автопарка. Сейчас все водители работают с ЭТрН».
В торговой сети «Командор» проект стартовал ещё в октябре 2022 года. Как отмечает Анна Любященко, руководитель отдела учета услуг, переход оказался масштабнее, чем предполагалось: «Сначала казалось, что взяли небольшой участок, а в итоге “слон” занял полтора года жизни. Начали с одного перевозчика и склада, а затем начали масштабироваться. Сейчас у нас 50% внутренних перевозок уже оформляются через ЭТрН».
Аналогичный путь прошла и компания «ВкусВилл». Юлия Федурина, аналитик 1С, подчёркивает, что они выбрали собственную разработку вместо готового решения: «Это даёт гибкость – мы можем быстро адаптироваться к новым требованиям. Разработали ядро, внедрили архивирование, прописали логику под разные типы перевозок. Мы проработали логику и поведение системы в случае расхождения данных при приемке контрагентами с данными перевозчика, а также реализовали систему бизнес мониторинга с оповещением участников перевозки по этапам ЭТрН. Это снижает риски и повышает управляемость. После внедрения мы подключили внешних перевозчиков — транспортные компании по прямым грузоперевозкам внутри сети».
Что тормозит внедрение – и как с этим справляются
Среди главных сложностей компании называют: необходимость перестроить внутренние процессы и интегрировать их в свою учетную систему, обучить персонал и взаимодействовать с контрагентами, не всегда готовыми к изменениям.
Несмотря на это, компании рассматривают внедрение ЭТрН как стратегический шаг к цифровой трансформации логистики. Автоматизация, прозрачность, снижение числа ошибок, оперативность – всё это делает переход экономически оправданным.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.