За шесть месяцев 2024 года выручка десяти крупнейших торговых сетей выросла в два раза и составила 24,7%.
Наряду с развитием служб доставки и расширением сети «магазинов у дома» на рост выручки повлияла региональная экспансия: федеральные ритейлеры продолжают продвигаться в регионах, выигрывая у конкурентов из местных борьбу за торговые площади и сотрудников.
По экспертным оценкам, совокупная выручка десяти крупнейших ритейлеров в сегменте FMCG в 2024 году должна составить 11,5 трлн рублей, что на 26,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: по итогам 2023 года показатель был вдвое ниже — 14,1%.
Темпы роста сетей также заметны по результатам первого полугодия: с января по июнь оборот десяти компаний достиг 5,2 трлн рублей, увеличившись на 24,7% по сравнению с прошлым годом. В топ-5 сетей, показавших наибольший рост выручки в первом полугодии, вошли:
- «Самокат» — 84,1%
- «Лента» — 60,8%
- «ВкусВилл» — 33%
- X5 Group — 25,9%
- «Бристоль» и «Красное и Белое» — 25,6%.
Рост выручки зафиксирован также в сетях «Магнит» (20,3%) и Metro (13,1%).
Федеральные ритейлеры развиваются в регионах в том числе и за счёт поглощения локальных сетей и магазинов. Так, в конце 2023 года X5 Group приобрела сеть «Амба» (Хабаровск), открыв на её базе 71 магазин «Пятёрочка». А «Магнит» в октябре 2023 года договорился о приобретении 33,01% долей в уставном капитале группы «Самбери», в управлении которой примерно 300 торговых точек.
Расширение торговых сетей увеличивает объёмы продаж и приносит прибыль. Благодаря этому доля десяти крупнейших ритейлеров в общем товарообороте FMCG в России за год выросла с 39,9% до 42,9%.