По мнению экспертов, розничная торговля продуктами питания в Северной Америке развивается непредсказуемыми темпами.
В частности, расходы на продукты питания перемещаются из супермаркетов и гипермаркетов в более удобные каналы, включая электронную коммерцию, доставку через автомобиль и самовывоз, а также в каналы, ориентированные на ценность, такие как склады и дисконтные сети.
«Мы видим, что поводы для покупки еды размываются, и это особенно заметно в плане расходов», — говорит Мишель Эванс, руководитель отдела розничной торговли и цифровых исследований потребителей компании Euromonitor International.
Прогнозируется, что объём электронной коммерции в сфере пищевых продуктов в Северной Америке вырастет в 2025 году на 5%, в то время как темпы роста услуг общественного питания составят 2,7%.
Данные удивляют даже в сфере онлайн-продаж продуктов питания, где доминируют такие гиганты как Amazon и Walmart. Интересно посмотреть, где они преуспевают, а где терпят неудачу.
Если говорить о непищевых товарах, то Amazon является доминирующим игроком, движимым Prime и подписными сервисами. Walmart же с 2022 года увеличил свою долю несъедобных товаров лишь на 2,6%. Что же касается пищевых товаров, имеющих более сложную цепочку поставок, то здесь уже лидирует Walmart, увеличив свою долю с 2022 года на 5,9%. Аналогичным образом компания доминирует и в сфере съедобных нескоропортящихся товаров: здесь доля компании выросла за три года до 7,8%.
Чтобы достичь такого успеха, Walmart использовал свою обширную сеть магазинов в качестве распределительных и доставочных центров, а также точек выдачи заказов по принципу «нажми и забери». Розничный гигант также инвестировал в свою цепочку поставок и увеличил долю рынка даже в таких еженедельных товарах, как молочные продукты, обработанное мясо и морепродукты, а также блюда и супы.
Еще одна противоречивая тенденция, влияющая на развитие розничной торговли продуктами питания в Северной Америке, — это соотношение цены продукта и его ценности в глазах потребителя. Идея найти взаимовыгодную сделку по-прежнему является главной мотивацией для покупок, но она в последнее время, по мнению экспертов, идёт на спад.
В продуктовых магазинах Северной Америки сегодня побеждают покупки, основанные на удобстве, цене и ценности
По данным сервиса Euromonitor, растёт число североамериканских потребителей, которые заявляют, что совершают покупки только у тех брендов и розничных продавцов, которые они считают подлинными и которые соответствуют их личным ценностям. Об этом заявили 30% опрошенных. Больше стало и тех, кто бойкотирует бренды, которые не разделяют их социальных или политических убеждений. Таких оказалось 27%.
Сегодня покупки продуктов питания начинают зависеть от цифровизации. При опросе 58% потребителей заявили, что обязательно просматривают информацию о покупках продуктов питания онлайн и что процесс покупок становится всё более сложным. Это означает, что компании должны иметь более сложные стратегии дистрибуции на различных платформах.
Поскольку ожидания покупателей продолжают меняться и расти, задача ритейла состоит в том, чтобы обеспечить потребителям полный перечень удобств, от их телефонов до ближайшего окружения. Чтобы адаптироваться к современным требованиям, магазины всё чаще становятся не только торговыми точками, но и распределительными центрами. При этом технологии по-прежнему остаются неотъемлемой частью непрерывного роста продаж как онлайн, так и офлайн формате.
Интересным явлением в розничной торговле представляется социальная коммерция — прямая покупка и продажа через платформы социальных сетей.
Интересным явлением в современной розничной торговле представляется социальная коммерция — прямая покупка и продажа через платформы социальных сетей. Такая коммерция уже популярна в азиатских странах. В Северной Америке этот вид коммерции составляет пока всего 6,6%, но она быстро растет.
Важный момент: социальная коммерция напрямую связана с одной из основных маркетинговых стратегий — привлечением влиятельных лиц. Это может быть публичная личность, блогер или инфлюенсер. Продажи проходят онлайн в прямом эфире, во время которых ведущий стрима демонстрирует продукт, рассказывает о его преимуществах и уникальных свойствах. Любой потенциальный покупатель, подключённый к прямому эфиру, имеет возможность парой кликов добавить товар в корзину и купить его, не отключаясь при этом от прямого эфира.
По мнению Линды Ли, руководителя отдела активации клиентов и маркетинга H&M Americas, продажи в режиме реального времени могут стать следующим большим явлением в социальной коммерции. Это уже массовый процесс в Китае, где большая часть онлайн-покупок совершается во время прямых трансляций на таких платформах, как Taobao, Douyin и Kuaishou.
Чем больше социальная коммерция будет развиваться, тем больше влиятельных лиц действительно начнут учиться и сосредотачиваться на этом искусстве прямых трансляций, и это может помочь заложить основу для его развития в будущем. Бренды продолжат инвестировать и тестировать на различных социальных платформах, таких как Pinterest, Snapchat и Roblox, — и, при необходимости, к ним адаптироваться.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.