По данным ERP для малого и среднего бизнеса МойСклад, обороты МСБ компаний выросли на 11% по итогам первого полугодия 2025 по сравнению с 2024-м годом.
Аналитический центр МоегоСклада провел исследование, в котором оценил обороты 46 тыс. компаний малого и среднего бизнеса по всей России, занятых в традиционной рознице, онлайн-торговле и производстве. Сравнили средние обороты компаний за 6 месяцев 2025 года с аналогичным периодом 2024 года.
Несмотря на продолжение роста выручки у МСБ, темпы начали заметно снижаться. В первой половине 2024 года рост составил 19% к аналогичному периоду 2023 года.
Анализ по каналам продаж показал, что если раньше основной рост оборотов генерировали маркетплейсы, то сейчас – это интернет-магазины и традиционная розница. Обороты у продавцов, торгующих в офлайне, выросли на 10% (17% было за аналогичный период в 2024 году), тогда как у селлеров на маркетплейсах только – 9% (21% в прошлом году, при этом заметно растут обороты у продавцов интернет-магазинов – 14% против 8% в прошлом году.
При этом количество предпринимателей на маркетплейсах за 6 месяцев выросло на 9%, в рознице – 7%, а тех, кто торгует через интернет-магазин – 18%.
Регионы РФ
Рейтинг регионов по росту и падению оборотов в первой половине 2025 года:
Топ 10 регионов по росту:
- Нижегородская область – 29%
- Воронежская область – 23%
- Республика Башкортостан – 17%
- Новосибирская область – 16%
- Пермский край – 16%
- Удмуртская республика – 16%
- Свердловская область – 13%
- Саратовская область – 12%
- Иркутская область – 11%
- Волгоградская область – 11%
Топ 10 регионов по падению:
- Омская область – -15%
- Кировская область – -13%
- Ставропольский край – -6%
- Самарская область – -3%
- Челябинская область – -3%
- Республика Крым – -3%
- Самарская область – -3%
- Ленинградская область – -2%
- Калининградская область – -2%
- Московская область – 0%
Московская область демонстрирует стагнацию, в то же время в Москве обороты предпринимателей растут минимально – 3%. Однако в Санкт-Петербурге рост оборотов показывает +7%, в области – -2%.
Тренды 2025
Обороты у предпринимателей растут, но растут на уровне инфляции. Можно говорить о стагнации рынка.
Замедление темпов роста продавцов на маркетплейсов – закономерная тенденция, связанная прежде всего с насыщением рынка. При этом тормозящий фактор – удорожание и усложнение работы с онлайн площадками, особенно остро трудности в работе с маркетплейсами ощущают новички, отчего прирост новых селлеров замедлился.
Обороты предпринимателей, торгующих в интернет-магазинах, растут, что обусловлено интересом к этому каналу продаж. Предприниматели диверсифицируют риски при работе на маркетплейсах, открывая интернет-магазин.
Малый бизнес активнее растет за счет регионов. Выплаты военнослужащим, развитие ВПК и внутренний туризм обеспечили развитие МСБ в регионах.
Маржинальность бизнеса снижается: что связано с инфляцией, ростом конкуренции, хлынувшими на рынок дешевыми китайским товрами, ростом цен на рекламу, а также за счет повышения регуляторной и налоговой нагрузки.
Без цифровизации бизнесу сложно масштабироваться, ему не обойтись без data-driven подхода. Развиваться можно, опираясь на аналитику, точные данные, юнит-экономику и другие метрики. Вести бизнес на бумаге больше не представляется возможным.
Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад: «Мы можем наблюдать стагнацию в малом и среднем бизнесе. Рост на 10% – это рост на уровне официальной инфляции. Падения пока нет, но во втором полугодии оно вполне может произойти.
На обороты МСБ влияет несколько факторов: во-первых, снижение потребительской активности на фоне дорогих кредитов и высоких процентов по депозитам. Во-вторых, селлерам стало труднее зарабатывать на маркетплейсах. Новичкам приходится совсем сложно, лучше себя чувствуют те, кто работает на площадках давно, и те, у кого эксклюзивный товар, как правило собственного производства. В-третьих, инфляция, рост цен на логистику и сырье. Ну и, конечно же, регуляторная нагрузка: НДС, ЭДО, отчетность, новые требования к рекламе усложняют ведение бизнеса и требует найма дополнительного персонала. Маржинальность у малого бизнеса снижается на фоне высоких ставок по депозитам и кредитам, что фактически блокирует возможность роста для МСБ и делает инвестиции в развитие собственного бизнеса непривлекательными.
Наше исследование показало, что основным драйвером роста МСБ сейчас выступают регионы. Активное проникновение маркетплейсов, открытие логистических хабов, приток денег, связанных с оборонным комплексом, а также внутренний туризм способствуют тому, что МСБ в регионах показывает более высокую деловую активность по сравнению со столичным регионом.
Также стоит отметить, что исследование выявило высокий интерес к интернет-магазинам, который мы прогнозировали еще в 2024 году. Интернет-магазин, конечно, не выступает как альтернатива маркетплейсам, но как дополнительный канал продаж позволяет увеличивать прибыль.
Омниканальность сформировалась, но теперь она требует от предпринимателя иного подхода к работе, торговать без цифровизации уже не получится. Необходимо вести отчетность, работать с данными, знать точное количество товаров, уметь считать прибыль, себестоимость, управлять продажами в режиме реального времени. Стало фактически обязательным использование специализированного ПО. При этом часть задач вполне доступны для делегирования искусственному интеллекту».
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.