Retail Life

Минпромторг хочет запретить маркетплейсам дискриминацию мультибрендовых ПВЗ

Минпромторг подготовил проект «дорожной карты» по формированию национальной модели торговли, который предусматривает ограничение полномочий маркетплейсов. Как сообщает «Ъ», в документе предлагается запретить торговым площадкам вводить дискриминационные условия для владельцев мультибрендовых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) — как действующих, так и планирующих работать с несколькими маркетплейсами.

Согласно проекту, новые ограничения могут вступить в силу в 2026 году. Их планируют закрепить либо в обязательных стандартах, либо в федеральном законе. В Минпромторге ожидают, что эта мера позволит повысить производительность труда и высвободить площади.

Развитие сети ПВЗ в России напрямую связано с ростом онлайн‑торговли. Данные сервиса 2ГИС показывают, что в июне 2025 года в городах‑миллионниках функционировало 51 тыс. пунктов выдачи — на 51% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большинство ПВЗ управляется сторонними предпринимателями, которые развивают бизнес по франшизе маркетплейсов или логистических компаний.

Роман Самойлов, руководитель проектов практики «Потребительский сектор и АПК» Strategy Partners, отмечает, что активное продвижение монобрендовых ПВЗ началось в 2019-2021 годах. В тот период Ozon и Wildberries запустили программы субсидирования для расширения сети строго брендированных пунктов. Цель таких инициатив — сформировать узнаваемый бренд и контролировать качество клиентского опыта.

По словам эксперта, «последняя миля» имеет ключевое значение для взаимодействия с клиентом, поэтому маркетплейсы стремятся исключить присутствие логотипов конкурентов в ПВЗ.

Монобрендовые пункты обладают рядом преимуществ:

  • их проще интегрировать в единую логистическую систему;
  • легче оптимизировать загрузку и график заездов курьеров;
  • появляется возможность блокировать точки и обрабатывать возвраты по унифицированным правилам.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.