IT-лаборатория X5 Retail Group: инновации для ритейла в действии
10 октября 2018 года X5 Retail Group открыла магазин-лабораторию для быстрого технического тестирования и R&D новых технологий. Лаборатория находится в Центральном административном округе Москвы в одном здании с магазином «Пятерочка». Журналисты habr.com посетили инновационный магазин с тем, чтобы разобраться, какие образцы ритейла будущего смотрят на покупателя с ее полок.
«Пятерочка» с видом на будущее
Снаружи в «Пятерочке» на Нижегородской улице ничто не выдает центр разработок и полигон для тестирования. Внутри торговый зал, где на всем пути посетителя, от турникетов до касс, тестируются IT-решения, которые компания хочет обкатать и при положительных результатах тестов внедрить в торговых сетях. В то же время это самый настоящий магазин: заходи кто хочешь, покупай что хочешь, пробуй что видишь.
Посетитель заходит в магазин, его лицо захватывает через камеру софт для распознавания лица. Для идентификации личности в магазине-лаборатории задействуется также парсинг MAC-адресов мобильных устройств и соединение по протоколам беспроводной связи. У входа в торговое пространство расположен многофункциональный терминал, который может использоваться, например, для вывода индивидуальных скидочных предложений по карте лояльности.
В зале располагается монитор, под которым висит еще одна камера. Снова — в связке с системой компьютерного зрения, правда, на другом технологическом стеке: в X5 пробуют решения от разных партнеров и сравнивают их по эффективности. С погрешностью в 6–7 лет камера определяет, какого пола и возраста стоящий напротив нее человек. Ценники у товаров электронные, на основе e-ink, а еще на интерактивных ценниках могут применяться технологии QR-кодов и NFC.
Камеры расположены по всему пространству торгового зала — большая их часть служит для контроля зоны выкладки. Вплоть до того, что с помощью все того же компьютерного зрения научить сопутствующее ПО определять по цвету бананов, свежие они или нет. В «Пятерочке» камеры в зале умеют распознавать, есть ли рядом с товаром ценник, соответствует ли расположение товаров планограмме (план-схеме выкладки товара), и определяют, где в стройных рядах упаковок зияют бреши, которые нужно закрыть. Чтобы охватить всю торговую точку интеллектуальным видеонаблюдением, требуется изрядный бюджет: около 50 не самых дешевых камер, коммутация, свитч, сервер и т. д. Еще один метод отслеживания количества товара в зале — размещать его на «умных» полках с датчиками света под выложенными товарами. Эту модель в X5 сегодня тоже прототипируют. Точность ее работы — 98%. Такие полки активно используют зарубежные ритейлеры, например американский Target. Еще в полки могут встраиваться информационные панели.
На стене — «умный» прайс-чекер, начали в X5 экспериментировать и с мобильным self checkout. Уже сейчас есть возможность самостоятельно отсканировать с помощью смартфона свои покупки, чтобы меньше томиться на кассе. В следующем релизе, обещают в лаборатории, будет доступна возможность сразу же, на месте, оплачивать все, что вы складываете в корзину, и тем самым полностью избавиться от необходимости контактировать с кассиром. На кассах расположены «умные» терминалы, которые можно использовать для того, чтобы предлагать посетителям дополнительные покупки. В том числе — с учетом карты лояльности и истории покупок посетителя.
Видеокамерам нашлось место и в зоне касс: они направлены на ту зону, где возникает очередь. Сейчас система компьютерного зрения настроена так, что если у кассы скапливается больше пяти человек, а какие-то из касс магазина не работают, директору приходит оповещение: «Нужно открыть кассу».
В магазинном оборудовании размещено множество датчиков. Так, в холодильниках отслеживается температурный режим, в пилотном режиме собираются данные об энергопотреблении. В свою очередь, датчики CO2 помогают быстро определить, есть ли в магазине проблемы с вентиляцией.
Ну а сходятся данные, поступающие со всех элементов IT-инфраструктуры, в систему «Умный магазин». И новые визитеры из черного списка, и «дырки» в товарной выкладке, и скачки в энергопотреблении — все поступает на единый «контрольный пульт», в интерфейсе которого используются наглядные дэшборды. В настоящее время система показывает, как функционирует отдельный магазин. В дальнейшем ее предполагается масштабировать, чтобы с ее помощью можно было отслеживать ситуацию в группе магазинов. Или даже во всей сети.
По признанию руководителей магазина-лаборатории, перед ними стоит много вызовов (в бэклоге X5 сейчас около 200 запросов со стороны бизнес-подразделений) — главным образом в нескольких направлениях: customer journey; персонализация взаимодействия с покупателями; контроль выкладки;
повышение эффективности операций внутри магазина; IoT.
У нас созрела идея внутренней «песочницы-акселератора». Схема приблизительно следующая: мы выставляем в открытый доступ бэклог, а внешние команды выбирают, за какие задачи из него готовы взяться. Что-то вроде растянутого во времени и более вдумчивого хакатона. Так, чтобы команда могла сделать полноценный MVP. Собираемся запустить такой формат до конца года. Мы заинтересованы в коммерциализации подобных решений — и не только внутри X5, но и на рынке в целом, с тем чтобы его стимулировать, — заявил Виталий Порубов, руководитель направления «Стратегия и инновации» IT-дирекции X5 Retail Group