«Елисей» объединится с ритейлерами из других регионов
Екатеринбургская компания «Елисей» (объединяет супермаркеты «Елисей» и гастрономы «Елисейский») вошла в Альянс региональных ритейлеров — объединение 13 торговых сетей из нескольких российских регионов. Таким образом небольшие ритейлеры намерены противостоять крупнейшим участникам рынка, у которых есть ценовые привилегии от поставщиков продуктов. Другие участники рынка вспоминают, что уже были попытки таких объединений, но они столкнулись с претензиями Федеральной антимонопольной службы, пишет Znak.com.
Торговая сеть «Елисей», которая насчитывает 30 магазинов в Екатеринбурге и Верхней Пышме (одноименных супермаркетов и гастрономов «Елисейский»), вошла в ООО «Альянс региональных ритейлеров», участником которого являются 13 торговых сетей из разных российских регионов — Томской, Архангельской, Кемеровской областей, Хабаровского и Забайкальского края. На сайте ассоциации сообщается, что она планирует создать третью в стране по выручке сеть ритейлеров (в сфере потребительских товаров) на базе региональных сетей средней и малой величины. Там также сообщается о запуске франчайзинговой сети «Хороший выбор», с помощью которой компании из разных регионов приведут к «единой визуализации, единым процессам товародвижения и административным процессам, единому форматированию ассортимента с учетом региональных особенностей, площади и местоположения магазинов, а также единой инфраструктуре IT и логистике».
Как пояснил президент сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин, подобные объединения распространены в Европе. К примеру, в Германии аналогичная структура — торговая группа EDEKA — занимает лидирующие позиции на рынке, отмечает Александр Оглоблин.
По его словам, альянс создан, чтобы улучшить коммерческие условия по закупке товаров.
Сейчас ситуация на рынке такова, что крупнейшие федеральные торговые сети имеют лучшие закупочные условия у транснациональных компаний. Это связано с объемами закупок. Поэтому розничные цены на продукцию в их магазинах могут быть дешевле, чем товар на полках небольших сетей. Объединившись в закупках, небольшие региональные сети могут удешевить поставляемый товар. По словам Александра Оглоблина, альянсу уже удалось договориться с компанией Danone, которая занимается производством кисломолочных продуктов и детского питания. Юридически сети — участники альянса остаются независимыми друг от друга, но на взносы они формируют общую структуру.
По данным на 10 декабря 2018 года, в альянс входит больше 700 магазинов, которые обслуживают свыше 4,5 млн покупателей в неделю. Суммарная выручка по итогам 2017 года превысила больше 100 млрд рублей.
Директор по развитию альянса Сергей Леонов рассказал «Интерфаксу», что «в идеале через какое-то время все магазины сетей будут иметь одно название «Хороший выбор». Для того чтобы покупатель аккуратно привыкал, этот процесс будет проходить через кобрендинг. «Хороший выбор — Петровский», «Хороший выбор — Абрикос» и так далее», — пояснил он. В частности, торговая розничная сеть «Абрикос», работающая в Томской области, до середины 2019 года, по данным «РИА Томск», пройдет процедуру кобрендинга, в результате чего магазины сети получат дополнительный функционал и новое название «Хороший выбор — Абрикос».
Но Александр Оглоблин говорит, что не будет отказываться от бренда «Елисей». Кобрендинг, вероятно, ограничится появлением значка «Хороший выбор» рядом с основным названием на вывеске. «Нагружать» название сети, удлиняя ее, не планируется. Он привел в пример обновленную вывеску магазина «Абрикос». Лейбл «Хорошего выбора» уже есть на официальном сайте «Елисея». Что касается визуальных изменений вывесок, то они появятся до конца года.
«Елисей» — единственный региональный ритейлер Екатеринбурга, который пока вступил в альянс. Впрочем, местных участников рынка осталось немного. Это прежде всего торговые сети «Кировский» и «Монетка».
Основатель и президент группы компаний «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак говорит, что подобные альянсы уже создавались на рынке. В один такой союз раньше входил и «Кировский». В союзе был наемный директор, туда входили компании Сибири и Дальнего Востока. Однако к его закупкам предъявила претензии Федеральная антимонопольная служба, и на этом совместная работа была закончена.
По словам Игоря Ковпака, «Кировский» не планирует терять независимость. Бизнесмен говорит, что выгода от такого рода закупок может быть, когда речь идет о продукции, которую «эшелонами везут из-за пределов области, например ананасов в банках». Но что касается продуктов питания первой необходимости, то их основные поставщики — местные производители.
«У «Кировского» сейчас 173 магазина. Сеть работает на рынке давно и стабильно. Предприятия знают нас десятилетиями, поэтому выставляют нам первую цену», — отметил Игорь Ковпак.