Retail Life

«Человека пока не заменит»: эксперты оценили перспективы внедрения ИИ в цепочки поставок

На сессии спикеры обсудили потенциал беспилотных устройств, а также обменялись мнениями о том, стоит ли всецело доверять искусственному интеллекту. В отношении последнего эксперты были единогласны — российский бизнес пока пребывает в состоянии завышенных ожиданий. Ход дискуссии направляла заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова.

Несмотря на то, что внедрение Искусственного Интеллекта в логистику способно повысить точность и скорость некоторых бизнес-процессов, рынок пока не готов к всесторонней автоматизации. По мнению участников рынка, сегодня бизнес сталкивается с комплексом взаимосвязанных проблем, замедляющих массовое внедрение ИИ в цепочки поставок. Во-первых, сохраняется дефицит специалистов, способных разрабатывать и адаптировать алгоритмы. Во-вторых, высокая стоимость внедрения и длительный срок окупаемости технологий отпугивают предпринимателей.

Влияет и культурный фактор: часть руководителей предпочитает «проверенные» Excel-таблицы и интуитивные решения, скептически оценивая возможности ИИ предсказывать риски или оптимизировать маршруты. Нормативная база также не успевает за технологиями — например, использование дронов для доставки или автономных грузовиков на трассах требует четких регламентов, которых пока нет.

Как бы то ни было, отношение компаний к роботизированным системам меняется к лучшему из года в год. Комментируя тему, Зафархон Алиходжаев, основатель Ideal, обратил внимание участников сессии на то, что технологии уже сейчас хорошо зарекомендовали себя в прогнозировании и управлении запасами. Более того, на фоне издержек и нехватки персонала все больше предприятий стремятся включить в логистические цепочки роботизированные системы. «Раньше было выгоднее нанять грузчика и платить ему 20-30 тысяч рублей в месяц, чем задумываться над закупкой автономного шаттла. Сейчас картина уже иная, она будет меняться и дальше», — сообщил в ходе выступления Зафархон Алиходжаев.

И все же по целому ряду причин российский бизнес пока «не дорос» до полноценной ИИ-трансформации. Станислав Горбатовский, основатель международного агентства по цифровизации бизнеса Shift, выделяет несколько этапов, через которые должны пройти компании, прежде чем ИИ-технологии займут достойное место в бизнес-процессах: «Шкала зрелости в использовании искусственного интеллекта включает этапы цифрового отставания, точечной автоматизации, интеграции и аналитики. Только после прохождения этих этапов можно говорить о полноценной трансформации, а в контексте нашей темы — об автономных логистических процессах», — отметил экспертСергей Манукян, основатель бюро «Современный Розничный Проект», экс-директор по развитию ЕМКА, согласился с коллегой и выдвинул предположение, что ИИ-трансформация невозможна без твердой цифровой базы, которой пока лишены многие компании.

Сергей Абрамов, директор по цифровой трансформации «Байт Транзит», также высказался по теме: «У большинства игроков на рынке логистики не завершена даже цифровая трансформация. Условно, Сбер — хороший кейс, у них цифровая трансформация удалась, но таких компаний немного. Внедрение искусственного интеллекта — это очень сложно, дорого и не всегда рентабельно». Схожей точки зрения придерживается Дмитрий Болотюк, генеральный директор «Диджитлаб», ИТ-директор «ЛогЛаб».

По мнению Дамира Сабирзянова, IT-директора проекта D-Soft (проект-резидент Сколково службы доставки Dalli), текущие ИИ-решения не столько решают, сколько помогают решать возникающие задачи, и при этом пока не заслуживают полного доверия со стороны человека, так как часто ошибаются. Поддержал коллегу Денис Давыдов, директор по корпоративным продажам «СДЭК».

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.