Retail Life

Bloomberg о Wildberries: как учительница английского создала одну из самых дорогих компаний Рунета

По меньшей мере пять компаний могут считаться участниками борьбы за лидерство в розничной онлайн-торговле России. Большинство из них поддерживают банки или миллиардеры. Но главным претендентом на первенство в данном сегменте руководит бывшая учительница английского языка, мать четырех детей, основавшая компанию в своей московской квартире, будучи в декретном отпуске, пишет Bloomberg.

Фото: bloomberg.com

«Сначала я делала все сама, собирала товары и отправляла их клиентам в другой конец Москвы на метро или автобусе», — рассказала изданию Татьяна Бакалчук, главный исполнительный директор компании Wildberries, в которой сейчас трудятся более 15 тыс. сотрудников. В прошлом году оборот компании составил 1 млрд долларов, что на 40% больше, чем в 2016 году.

42-летняя Бакалчук задумала Wildberries в 2004 году как место для покупок таких людей, как она: мам с ограниченным бюджетом и временем. Вначале она заказывала одежду оптом из немецкого почтового каталога, сканировала картинки и размещала их на своем сайте. Татьяна не требовала с клиентов предоплату и организовала курьерскую доставку, не заставляя покупателей забирать покупки самим.

Исследовательская компания Data Insight оценила российский рынок в 14 млрд долларов, 7% которого принадлежит Wildberries, что делает ее одним из крупнейших онлайн-магазинов страны. Конечно же, количество проданных товаров на AliExpress и Яндекс.Маркет намного выше, но эти компании, в основном, перепродают, в то время как в Wildberries обзавелись собственной линейкой.

Amazon продолжает оставаться в стороне от российского рынка из-за политической напряженности и логистических проблем страны, в которой наличествуют 11 часовых поясов.

Среди интернет-магазинов России у Wildberries — самая эффективная логистика, а также лояльная клиентская база, говорит Федор Вирин, партнер Data Insight. Но самодостаточность компании делает ее уязвимой в сравнении с теми, кто обладает надежной финансовой поддержкой. Например, AliExpress, которая в основном продает товары, импортируемые из Китая; М.видео, контролируемое миллиардером Михаилом Гуцериевым; Ozon.ru, поддерживаемый еще одним миллиардером — Владимиром Евтушенковым.

С пятью компаниями, которые контролируют около четверти рынка, «очевидно, что будет происходить консолидация, — говорит Вирин. — В итоге останется только несколько крупных игроков».

В течение года после запуска «Wildberries» Бакалчук начала нанимать курьеров для доставки своих товаров. После того как ее квартира оказалась забита товарами, она арендовала место в ближайшем научно-исследовательском институте, но рост компании оказался экспоненциальным.

«Каждый раз, когда мы переезжали на новый склад, площади которого было достаточна для игры в футбол, нам казалось, что мы останемся там на годы», — говорит Бакалчук. «Но уже несколько месяцев спустя, нам потребовалось еще больше места».

Фото: bloomberg.com

Поскольку доход от компании затмил небольшой ИТ-бизнес ее мужа, Владислав начал больше помогать в Wildberries, где числится в качестве соучредителя. В 2006 году компанию проинвестировал знакомый Бакалчуков Сергей Ануфриев. По данным Bloomberg Billionaires Index, на данный момент компания разделена на три части и оценивается более чем в 600 млн долларов. К ним обращаются частные акционерные компании, но Бакалчуки отвергли предложения, заявив, что деньги им не нужны.

Первая угроза компании возникла в 2006 году, когда каталог, по которому Бакалчук приобретала товары, решил самостоятельно выйти на российский рынок. Это подтолкнуло Татьяну к подписанию договоров непосредственно с такими брендами, как Tom Tailor, s.Oliver и Adidas. Финансовый кризис в России за 2008-2009 годов помог, поскольку иностранные компании выгрузили дисконтированные коллекции через Wildberries на фоне падения рубля и ослабления спроса.

Начиная с 2014 года, Wildberries добавила косметические товары, игрушки и бытовую технику, такую как микроволновые печи и блендеры. Сегодня компания продает около 10 000 брендов, включая Asics, Geox, L’Oréal и Nike. У компании есть «широкая аудитория, сильные ноу-хау, очень хороший ассортимент и логистическая сеть», — говорит Клаудио Кавиччио, глава L’Oréal, которая начала работать с Бакалчук в 2015 году. — Они отличные бизнес-партнеры».

Wildberries сейчас активно продвигает продажи мобильных телефонов и других электронных устройств, хотя одежда и обувь по-прежнему приносят ей около 70% дохода. Компания обрабатывает 150 тыс. заказов в день, эксплуатируя более 600 грузовиков и микроавтобусов в России и ряде соседних стран. Она установила 1 тыс. 700 примерочных точек, где клиенты могут померить одежду и вернуть ее, если она не подошла. Осенью этого года Бакалчук покинет свою штаб-квартиру на складе и переедет в офис в центре Москвы. «Иногда кажется, что я мчусь на скоростном поезде, не имея возможности спрыгнуть», — говорит Бакалчук. 

Читать также:
Совладелец Wildberries поделился опытом работы

Оставьте ответ