Алексей Скатин: «Объемы российской трансграничной торговли и внутреннего онлайн-рынка растут на 31% в год»
Публикуем шестую часть тезисов пленарного заседания «Электронная торговля в ритейле: драйверы роста», которое прошло в первый день работы V Международного форума «Неделя Российского Ритейла-2019», 3 июня. С первой, второй, третьей, четвертой и пятой частью выступлений можно ознакомиться по ссылкам.
В пленарном заседании приняли участие руководители крупнейших торговых сетей и интернет-магазинов в России, а также представители аналитических центров. Модерировал дискуссию Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» в Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК).
Модератор: — Сейчас я предлагаю поговорить о логистике. Первым будет выступление Почты России, посвященное текущей ситуации. Представлю спикеров: Сергей Черемисин, коммерческий директор TMall Россия, Соломон Кунин, генеральный директор GOODS.RU, Александр Шульгин, генеральный директор группы OZON, Алексей Скатин, первый заместитель генерального директора Почты России, Алексей Мурзенок, директор по развитию электронной торговли Российского экспортного центра.
Алексей Скатин, первый заместитель генерального директора Почты России: — В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на том, как мы видим тенденции на рынке, и рассказать о том, почему e-commerce осуществляется с помощью Почты России.
Напомню некоторые цифры. В среднем на 31% в год за последние 5 лет росли объемы трансграничной торговли и российского онлайн-рынка. По большей части эти заказы проходили через Почту России, так как мы являемся ключевым доставщиком (по трансграничной торговле это 95% объемов, на домашнем рынке — около 40%). Ключевые потребности, которые за это время сформировались: 1) близость запаса товаров к клиенту, чтобы он смог получать доставку на следующий день, 2) возможность выбора разных каналов доставки онлайн — постаматы, пункты выдачи заказов, самовывоз из торговых центров, и 3) привлекательная цена.
В 2018 году в России приходилось 4 посылки на человека в год, и это в 3,5 раза ниже, чем ожидаемый прогноз частоты покупок. К 2022 году мы должны догнать сегодняшний Китай, это будет 11 почтовых заказов в год на каждого человека в России.
В России пока слабый уровень консолидации игроков, и это влияет на нас, поскольку мы строим инфраструктуру не под одного или нескольких крупных игроков.
Наша инвестиционная программа в сумме составляет около 130 млрд рублей на ближайшие 4-5 лет. Если упрощать, то 48 млрд рублей из этой суммы будут потрачены на логистику, а всё остальное на цифровизацию, IT. Мы делаем эти инвестиции для того, чтобы предоставлять полный цикл сервисов для e-commerce: классическая доставка, управление последней милей. Мы приближаем инфраструктуру к покупателю по всей стране. Не каждая компания может себе позволить поставить терминалы с инфраструктурой не только в крупных, но и в средних, и в малых городах, и в этом случае мы приходим на помощь.
Что касается импортно-экспортных операций, уже сейчас можно отправить посылку на экспорт в любом из отделений связи. В 42 000 отделений по всей стране доступен сервис быстрого экспорта при заполнении всего одного документа. Но для того, чтобы эта экспортная труба работала как часы, необходимо создать бесшовный экспорт-импорт. Напомню, что Почта России не работает с брокерами, таможенными посредниками, мы напрямую интегрированы в системы Федеральной таможенной службы.
Думаем над бондовыми складами, чтобы они стали импульсом для развития быстрого и удобного транзита товаров через территорию РФ.
Недавно мы разместили несколько тысяч экранов в наших отделениях, что дает возможность digital-продвижения товаров для продавцов.
Среди финансовых сервисов у нас есть Почтабанк, где Почта России является акционером на 50% с ВТБ. Это дает нам возможность делать правильные сервисы для рынка электронной коммерции.
Мы себя видим не только как компанию, которая ставит коробки по всей территории страны и сдает их в аренду. Мы себя видим компанией, которая предоставляет сервисы, которые позволяют электронной торговле в России развиваться.
К октябрю 2022 года по всей стране должны появиться логистические хабы (38 штук). Эти центры — лишь одно звено в цепи создания ценностей для игроков электронной коммерции. Мы активно строимся, уже построен терминал в Казани, и в ближайшие 2 года появятся 30+ терминалов. Это та инфраструктура, на базе которой можно сделать рывок в e-coomerce, если не для крупных игроков, которые уже прорвались, то точно для среднего и малого бизнеса в этом сегменте.
Алексей Мурзенок, директор по развитию электронной торговли Российского экспортного центра: — Я добавлю, что у Почты России уже есть зарубежные склады, которые с нашей помощью будут наполнены. Мы получили обратную связь из Германии, нам сказали, что такой диджитализации складов в Европе еще не видели.
Модератор: — У меня вопрос к Александру Шульгину, генеральному директору группы OZON. Он часто говорит на конференциях о том, что логистических мощностей в России не хватает. Почта России собирается это всё построить, но я так понимаю, что эти склады она в аренду сдавать не будет, а это надо будет подключать, как услугу. Будете с этим взаимодействовать?
Александр Шульгин, генеральный директор группы Ozon: — Безусловно. У Ozon нет космического желания сделать это самим, мы уже сейчас используем третьи стороны, которые обрабатывают наши заказы, и с удовольствием будем использовать Почту России. Сейчас мы используем Почту России как логистического оператора, и довольны качеством услуг и скоростью доставки.
Модератор: — Вопрос к представителю AliExpress. Вы планируете в России развивать свою логистическую инфраструктуру? Если да, то как?
Сергей Черемисин, коммерческий директор TMall Россия: — Да, мы планируем. Наш самый большой партнер — Почта России, и то, что они делают, даст огромный толчок всему e-commerce и нам в частности. Tmall — это локальный маркетплейс, который нацелен на продажи из России в Россию и страны СНГ, и мы полностью поддерживаем Почту России.