Эксперты назвали главные тренды цифровизации ритейла
Российский и мировой ритейл неизбежно стремится ко все большей цифровизации — число потребителей, «живущих в цифре», растет, а значит, розничной торговле необходимо соответствовать их требованиям и использовать современные технологии, чтобы выживать в условиях высокой конкуренции. К такому выводу пришли эксперты и участники рынка в ходе прошедшего 6 июня пленарного заседания Недели Российского Ритейла, посвященного цифровой трансформации ритейла.
Как отметил модерировавший дискуссию замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, нынешняя ситуация в российской розничной торговле напоминает строчки из песни Виктора Цоя «Все мы находимся в месте, но никто не знает, в каком».
«Все говорят про новую индустрию, новые цифровые технологии, но многие предприниматели — малый, средний бизнес — не понимают до конца, что же нужно делать.Поэтому наш блок посвящен именно этому», — объяснил он выбор темы пленарного заседания.
Цифровизацию ритейла сегодня определяют 4 глобальных тренда, считает исполнительный директор «Магнита» Ольга Наумова. «Первый блок — это изменение в демографии. В данном случае, на цифровизацию влияет взросление миллениалов, который, можно сказать, «живут в цифре». Кроме того, растет средний класс, уменьшается размер семей. Меняются также потребности потребителя, больше внимания уделяется здоровью и благополучию, экологии, растет потребность в удобстве, растет потребление в целом», — рассказала она.
Кроме того, меняется и среда — происходит технологическая революция, появляются цифровые экосистемы, новые бизнес-модели. Меняется и поведение потребителей — Наумова отметила, что покупатель требует персонализации, путь к покупке становится многоканальным, что заставляет меняться розничный бизнес.
По ее словам, в «Магните» цифровизацию осуществляют в комплексе — не только анализируют покупательское поведение и стремятся сократить время покупки, но и меняют требования к сотрудникам, меняют производительность. «Цифровыми технологиями повышается операционная эффективность, а это значит, сокращается себестоимость и повышается доступность товаров на рынках», — добавила Наумова.
Она отметила, что российский потребитель очень восприимчив к техническим новинкам и с удовольствием использует все новшества в магазинах. Так, например, на кассы самообслуживания в некоторых «Магнитах» приходится от 40 до 70% чеков, растет количество бесконтактных платежей, увеличивается востребованность мобильного приложения ритейлера. «Цифровая трансформация меняет нас, и будет, наверное, каждый год все больше и больше проектов из этой области», — спрогнозировала исполнительный директор «Магнита».
В свою очередь директор по продажам Coca Cola HBC Россия Сайера Айюпова видит в цифровизации ритейла не четыре, а два главных тренда: использование современных технологий и глубокий анализ поведения потребителя. По ее словам, они взаимосвязаны: технологии позволяют увеличивать удовлетворенность современного потребителя, стремящегося к развитию, а анализ потребительских действий позволяет сформировать более точечное и качественное предложение: это может быть и анализ зон внимания, и отслеживание маршрутов перемещения, и персональные push-предложения.
Директор по стратегии X5 Retail Group Сергей Гончаров, говоря о траснформации ритейла, призвал обратить внимание на растущую мощность технологий. «Если посмотреть на то, каким образом мы думаем, и то, каким образом меняется индустрия, обнаружится, что они находятся в двух разных плоскостях. Вычислительная мощность компьютера стоимостью $1 тысячу долларов стремительно растет. В 2010 году она составляла 10 в 11-й степени операций в секунду, в 2023 году скорость достигнет 10 в 16-й степени, к 2050 году скорость вычислений достигнет 10 в 26-й степени операций в секунду, это примерно суммарный интеллект всего человечества», — привел он пример. По его словам, таким образом, в будущем конкурировать будут не только онлайн и офлайн, но и любой человек, который сможет позволить себе купить компьютер за $1 тысячу.
Гендиректор строительного торгового дома «Петрович» Евгений Мовчан обратил внимание, что цифровая трансформация необходима и небольшим компаниям. «Нужно пытаться создавать спрос, предвидеть, что захочет потребитель, заглядывать в будущее», — сказал он. Кроме того, он обратил внимание на необходимость многоканальности продаж. «Нужно, чтобы процесс продажи развивался сразу по нескольким каналам, формировалась бесшовная цепочка», — добавил он. Так, по его словам, «Петрович» внедряет в систему продаж 3D-визуализацию, позволяющую не только увидеть вещь в объеме, но и почувствовать ее текстуру.
В свою очередь, гендиректор Inventive Retail Group Тихон Смыков обратил внимание, что стремительной цифровой трансформации за последние 10 лет подлежит, прежде всего, потребитель. «У всех есть смартфон. Рынок для потребителя стал абсолютно прозрачен — все развивают свои представительства в сети, очень важно, чтобы представительство было современным. Потребитель сам стал омниканальным, стал стал прозрачным для технических вооруженной компании», — считает он. Смыков отметил, что сегодня интернет позволяет накапливать данные о клиенте, анализировать историю покупок, сравнивать похожих потребителей и предвосхищать спрос и быть востребованным для потребителя.
Глава Роскачества Максим Протасов, в свою очередь, высказал мнение, что в дискуссии о потребностях потребителя будущего необходимо облегчить его доступ к информации о товаре в любой момент, что сейчас недоступно. «Необходимо стандартизировать описание товара и предоставить рынку систему управления мастер данными о товаре для различных категорий товара», — подчеркнул он.
Неделя Российского Ритейла — ежегодное ключевое отраслевое мероприятие с участием государства и бизнеса — в четвертый раз стартовала в Москве. С 6 по 10 июня на площадке Центра международной торговли более 5 тысяч участников будут обсуждать настоящее и будущее отечественной розничной торговли, решать ее проблемы и определять подходы к развитию. Помимо масштабной деловой программы, в рамках НРР-2018 пройдут выставка Retail Week Expo, конкурс Retail Week Awards и подведение итогов всероссийского соревнования «Торговля России». Также в числе мероприятий — Центр закупок сетей (прямые переговоры закупщиков и поставщиков), первый российский рейтинг топ-менеджеров в ритейле Top Retail Managers, инновационные ритейл-туры и Кубок НРР по мини-футболу.