Retail Life

80% логистических компаний переходят на «цифру»

В сентябре 2025 года цифровая логистическая платформа «Монополия» провела исследование на основе опроса 103 средних и крупных компании логистического сектора. Итоги показывают: цифровизация перестала быть делом будущего и стала нормой отрасли. Но к полностью автономным перевозкам грузовладельцы пока относятся с осторожностью.

Логистика будущего глазами перевозчиков

Для большинства участников «логистика будущего» — это не столько футуристичный автономный грузовик, сколько бесшовный процесс. В нём заявка автоматически загружается на платформу, система подбирает и подтверждает перевозчика, формирует электронные документы, прокладывает маршрут так, чтобы грузовик был полностью загружен и не возвращался «порожняком». Дальше транспорт автоматически отправляется в рейс, доставляет груз и встраивается в новые заказы. Такой сценарий объединяет безопасность, прозрачность и эффективность.

Перевозчики уверены: цифровизация в первую очередь снижает риски — делает дороги безопаснее, исключает простои на пунктах приёма и разгрузки, устраняет мошенничество и кассовые разрывы. В основу таких изменений должны лечь структурные элементы: автоматизированные процессы, рекомендательные системы, электронный документооборот и предиктивная аналитика в сочетании с автономным транспортом.

Цифровизация как стандарт

Более 80% логистических компаний сообщили, что цифровизация в их компаниях уже идет, а 20% заявили о полной автоматизации и интеграции всех процессов. В авангарде — средние и крупные компании с численностью более 250 сотрудников.

Из всех существующих цифровых сервисов сегодня чаще всего используются электронный документооборот (73%) и системы отслеживания транспорта (70%). Лишь единицы обходятся без этих инструментов. Более сложные решения — роботизация, предиктивный ИИ и автономные перевозки — применяются пока реже, менее чем у половины респондентов, но рынок уже демонстрирует реальные кейсы.

Автономная логистика: осторожный интерес

К полностью автономным перевозкам перевозчики пока относятся сдержанно. 17% категорически не готовы отказаться от водителя. 44% согласны при условии, что инженер все же будет контролировать автомобиль из кабины, 30% допускают дистанционное сопровождение. Лишь 9% готовы доверить груз полностью автономным машинам.

И все же крупнейшие компании-флагманы уже прощупывают почву. Сеть DIY-гипермаркетов «Лемана ПРО» в партнерстве с «Монополией» и Navio реализуют проект в области автономной логистики. Взаимодействие выстроено так, что все заявки «Лемана ПРО» автоматически попадают на платформу «Монополия» и исполняются автономными грузовиками Navio. «Сегодня у нас выстроен стабильный маршрут: 7 кругорейсов в неделю между Москвой и Санкт-Петербургом с точной синхронизацией. При такой схеме нет простоев, регулярные отгрузки, все операции возможно выполнять одним автономным тягачом на трассе и двумя обычными грузовиками для работы в узлах, – говорит директор по транспортной логистике «Лемана ПРО» Светлана Любовина. – Мы видим, что проект реализуется эффективно. Он встроен в нашу ежедневную работу, идёт без простоев и даёт нам стабильный ритм. В случае масштабирования проекта мы готовы рассматривать участие и в других направлениях».

Владимир Буевич, директор по продукту Navio Freight: «Автономные тягачи Navio c 2023 года ежедневно осуществляют грузоперевозку между Москвой и Санкт-Петербургом для ключевых игроков retail и e-com, крупнейших производителей FMCG, перевозчиков и транспортных компаний. На сегодня совершено более 8 тыс. рейсов, доставлено 130 тыс. тонн груза. На основе этого опыта, исследований, потребностей рынка и вызовов, которые сегодня стоят перед отраслью, мы разработали комплексный продукт Navio Freight, который позволит встроить автономные транспортные средства в устоявшиеся логистические процессы и сделать их эффективнее».

Инвестиции: умеренный энтузиазм

Отношение логистической отрасли к инвестициям неоднозначно. Часть компаний настроена крайне сдержанно: 57% респондентов сомневаются, что в ближайшие годы будут делать значимые вложения в цифровизацию, а ещё четверть откладывают такие решения на более дальнюю перспективу. Каждый десятый прямо заявил, что инвестировать не готов.

В то же время треть рынка уже планирует реальные вложения. Кто-то готов выделить лишь символическую долю — до одного процента выручки. Другие оценивают потенциал выше и готовы направить до пяти процентов. А самые смелые — около пяти процентов опрошенных — рассматривают возможность инвестировать до десяти процентов выручки или свыше ста миллионов рублей. Именно они будут первыми, кто проверит на себе эффект новых технологий.

Ожидания и барьеры

Большинство перевозчиков уверены, что цифровизация даст ощутимый результат: снизит операционную нагрузку, повысит прозрачность процессов и надёжность перевозок. Скепсис вызывает перспектива снижения себестоимости рейсов и решение проблемы кадрового дефицита. Это говорит о том, что отрасль не боится «замены человеком ИИ», а ждет разгрузки от рутины и повышения качества работы.

Главные условия для более активного внедрения технологий — доступная стоимость решений и развитие инфраструктуры для автономного транспорта. Только 18% респондентов признались, что движутся вперёд «ради технологий самих по себе»; для большинства мотив остаётся прагматичным.

Среди барьеров перевозчики называли не только цену, но и сложности интеграции, необходимость доработки систем под специфику бизнеса, нехватку IT-кадров и сопротивление персонала. Это показывает, что рынок ждёт решений, которые будут не только эффективными, но и удобными во внедрении.

«Любые инновации на первых этапах воспринимаются скептически, нужен переходный этап, когда участники рынка разберутся в нюансах, – говорит директор по развитию логистической платформы «Монополия» Лев Стариковский. – Мы вместе с ключевыми партнерами создаем бесшовный путь, при котором заказчик просто оформляет заявку внутри своей системы, а дальше за него работают только алгоритмы. Пока человеческий фактор сохраняется как важное условие доверия, но мы уверены, что бесшовный полностью цифровой путь груза – не просто перспективный, а неизбежный для отрасли».

Опыт роботизации

Инвестиции могут быть оправданы конкретными результатами. «На нашем РЦ „Северная Звезда” внедрена автоматизированная шаттловая система хранения и сортировки среднегабаритных товаров, – поясняет директор по транспортной логистике «Лемана ПРО» Светлана Любовина. – Она занимает 10 000 кв.м, включает более 73 000 ячеек хранения и позволяет обрабатывать до 300 отгрузочных единиц в час на человека — это в 2,5 раза выше по сравнению с ручным трудом. При этом потребность в персонале на этих операциях снижена в 4 раза, а точность сборки достигла 99%. Это также положительно повлияло на утилизацию транспорта».

Следующим шагом для «Лемана ПРО» стала роботизация отдельных операций. В 2024 году на этом же складе компания внедрила в тестовом режиме роборуку-депалетайзер с искусственным интеллектом. В перспективе технология позволит сократить участие персонала на соответствующей станции на 50%.

Краткий итог

Исследование «Монополии» показывает: цифровизация в автологистике уже стандарт. Треть перевозчиков готова вкладывать в технологии в ближайшие годы, а самые смелые из них — до 10% выручки. Автономные перевозки остаются предметом осторожного интереса, но реальные кейсы доказывают: элементы бесшовной автономной логистики можно встроить в ежедневную работу уже сегодня. Именно постепенная интеграция цифровых и автономных решений становится главным фактором конкурентоспособности для тех, кто готов действовать раньше рынка.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.