Retail Life

«Единые правила для всех»: о чем говорили в завершении E-Retal Week-2025

Заключительная стратегическая сессия E-Retal Week 2025 запомнится его участникам горячими спорами. Ключевым объектом обсуждения ожидаемо стало нормативное регулирование онлайн-отрасли. Представители власти, участники рынка «классического» ритейла, а также игроки онлайн-торговли обменялись мнениями по наиболее острым вопросам. Управляли дискуссией Андрей Карпов, председатель правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла, и Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК.

Директор Департамента цифрового развития и экономики данных Министерства экономического развития Российской Федерации Владимир Волошин выразил уверенность, что ближайший год должен стать для всех участников рынка «годом поиска компромиссов по целому ряду вопросов». Он уточнил, что новый закон о платформенной экономике подразумевает внедрения реестра цифровых платформ, обязательную проверку требований о прозрачности ранжирования и правилах ценовых акций. По словам Волошина, он затронет все онлайн-площадки, однако будет направлен, в первую очередь, на упорядочение работы маркетплейсов.

Его коллега, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов, дополнил, что грядущее нормативное регулирование призвано решить ряд объективных проблем: «Первая из них — это вопрос со скидками, они не должны становиться в руках маркетплейсов инструментом для недобросовестной конкуренции с „классическим“ ритейлом. Вторая проблема — качество. Потребитель должен знать о происхождении товара и быть уверенным в соответствии заявленным характеристикам. Третья проблема — правила игры. Они должны быть стабильными», — заявил Кузнецов.

Станислав Богданов, председатель президиума АКОРТ, высказал свою точку зрения по данному вопросу: «Если говорить про закон о платформенной экономике, то это действительно важное направление работы. Тем не менее, было много замечаний и предложений, как можно его скорректировать»Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), со своей стороны заметил, что дополнительного регулирования требуют вопросы применения беспилотных решений.

О проблемах, которые беспокоят «классический» ритейл, рассказал Евгений Мовчан, генеральный директор «Петрович»: «Сегодня де-факто существуют в России две параллельные системы. Одну из них часто называют „классическим“ ритейлом, который покупает товар в собственность, несет за него риски, отвечает за логистику, порчу, замороженный капитал, который платит все налоги. Есть вторая модель — это маркетплейсы, работающие по агентской схеме, которые позиционируют себя как IT-платформы. Они не являются продавцами, товар им не подлежит. По сути, они фигурируют как агрегаторы чужих поставок неизвестного качества. Проблема в том, что эти две модели находятся в неравных условиях. Это создает совершенно искаженную, нездоровую конкурентную среду».

Выразил солидарность с коллегой Валентин Фахрутдинов, генеральный директор «ВсеИнструменты.ру», который заявил, что уровень ответственности, которую несут традиционные игроки и маркетплейсы отличается на как уровне отношений с потребителем, так и государством. По его мнению, у маркетплейсов еще недостаточно отрегулирован механизм борьбы с контрафактом в сравнении с федеральными сетями. Позицию онлайн-ритейла отстаивали Евгений Этин, директор Департамента по взаимодействию с государственными органами объединенной компании Wildberries&Russ и Владимир Гончаревич, вице-президент по директор по взаимодействию с региональными и зарубежными органами государственной власти Ozon. Представители крупнейших маркетплейсов заявили, что площадки заинтересованы в сотрудничестве только с проверенными поставщиками и в настоящий момент ведут планомерную работу в соответствующем направлении.

Несмотря на объективные сложности, с которыми сталкивается «классический» ритейл, у него возникают новые точки роста на фоне изменения потребительских привычек и развития ecom. Мария Давыдова, генеральный директор ГК «Детский мир» заявила, что благодаря инвестициям в доставку и развитию направления СТМ, компания смогла охватить 84% рынка детских товаров в России. В свою очередь, Марина Фытова, исполнительный директор «Лемана ПРО», заявила, что некоторые сегменты рынка не могут быть заменены онлайн-предложениями, так как у потребителей сохранятся потребность личного знакомства с товаром перед покупкой. Ее точку зрения поддержал Феликс Либ, генеральный директор «М.Видео».

В продолжении темы потребительских привычек, Борис Огарков, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group заметил следующее: «В направлении онлайн-заказов набирает большую популярность сегмент готовой еды. Безусловно, это требует отдельного внимания с точки зрения качества и безопасности. Здесь мы ведем проактивную работу, причем с Минпромторгом, и призываем всех, кому это интересно, к ней присоединяться».

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.