Более трети представителей сферы ретейл считают китайский самым перспективным языком для карьерного роста
Китайский возглавляет список «полезных» для карьерного роста языков, его выбрали 42% работников ретейла, 27% убеждены, что более важным является английский язык, еще 16% не считают, что знание какого-либо иностранного языка может повлиять на карьеру. Такие результаты получил онлайн-кампус НИУ ВШЭ в ходе опроса россиян.
Более половины представителей сферы (73%) изучали или изучают сейчас английский язык, 9% – немецкий, по 5% – японский, и арабский*. Большинство (63%) респондентов убеждены, что знание иностранного языка влияет на профессиональный рост. При этом наибольшее влияние в 2025 году, по их мнению, оказывает китайский (42%) и английский (27%) языки. Кроме того, 57% считают, что через 5 лет китайский будет столь же востребован, как ранее английский.
«В среднем по России, 63% респондентов в возрастных группах от 18 до 54 лет считают, что знание иностранных языков усиливает позиции на работе. Возрастная группа от 55 лет и старше в 58% случаев отвечала, что это не так уж и важно для карьерного роста. Также оказалось, что чаще всего китайский называют перспективным специалисты из сфер ИТ (26%), маркетинга и PR (41%) и ретейла (42%). Этот язык становится сильным конкурентным преимуществом в условиях расширения бизнес-сотрудничества с КНР. Это сдвигает образовательный запрос в сторону практико-ориентированных программ, где язык должен преподаваться не как изолированная дисциплина, а как часть профессиональной компетентности, интегрированной в конкретные специальности», – Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
Опрошенные уверены, что для того, чтобы китайский положительно влиял на карьеру, нужно быть знакомым деловым этикетом Китая (47%), уметь вести переговоры (31%), погрузиться в историю страны, культуру, традиции и менталитет (17%), иметь опыт участия в международных проектах (10%)*.
«В условиях ускоренной трансформации международных отношений знание китайского языка становится важным фактором для успешной интеграции в мировой рынок труда, научное сообщество и межкультурное общение. Китай представляет собой одну из ведущих мировых держав как с точки зрения экономики, торговли, информационных и технологических фронтиров, так и в сфере культуры и образования. Курс Китая на инновации и международную открытость притягивает все больше специалистов разных областей, которые осознают необходимость высокого уровня владения китайским языком для эффективной коммуникации с носителями. Однако успешное владение китайским требует не только постоянного совершенствования в самом языке, но и глубокого понимания культурных кодов, которые формируют мышление и поведение», – Мария Дубинина, руководитель онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ «Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации», доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, PhD (China).
Половина представителей сферы ретейла хотели бы попробовать овладеть китайским, а остальные пока не рассматривали для себя такой вариант саморазвития. Подтолкнуть к изучению их могли бы рост зарплаты и должности (48%), возможность работать и жить в Китае (24%), а также сотрудничать с компаниями из КНР (16%). В 40% случаев специалисты отвечали, что вряд ли их что-либо замотивировало бы на знакомство с этим языком*.
Методология
Опрос проведен методом онлайн-анкетирования с 22 июля по 6 августа 2025 года среди 1246 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в Московской, Ленинградской, Самарской, Новосибирской, Свердловской, Нижегородской, Челябинской, Омской областях, а также в Республике Татарстан и Краснодарском крае.
* Вопрос предполагал множественный выбор, указаны наиболее популярные ответы респондентов.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.