В совместном исследовании Ozon и Wildberries и AliExpress Россия выяснилось, что для более половины опрошенных маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых.
Так, для 59%самозанятых маркетплейсы являются основным каналом продаж. Дальше в этом рейтинге идут социальные сети (23%), за ними – офлайн-продажи с 10% и собственный интернет-магазин (9%).
Вместе с этим с помощью опроса удалось выяснить и другие цифры. Так, среди опрошенных самозанятых 11% занимаются исключительно оказанием услуг, 61% – только производством товаров, остальные совмещают. Большая часть самозанятых респондентов (63%) испытывает нехватку разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, а 83% хотят, чтобы самозанятым разрешили производить и продавать товары, подлежащие маркировке и сертификации. Порядка 33% самозанятых сталкиваются с обязательной сертификацией товаров и их декларированием, чего не осуществить в силу статуса самозанятого.
Помимо этого, половина опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приемом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Также самозанятые сетуют на то, что не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать. Большинство самозанятых хотели бы увеличить лимит (71%) по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 тысяч рублей.
При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%) или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей (14%), 3,5 млн (21%) или 6 млн (23%). Желание работать с маркетплейсом и продавать свои товары онлайн — самая популярная причина для регистрации самозанятости среди тех, кто уже вышел на торговые платформы (ее указали 35% опрошенных). Почти каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости.
Среди других причин стать самозанятым — стремление обелить существующий доход, в том числе дополнительный, найти новый источник дохода или поменять вид деятельности. Порядка 70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвертый сделал это уже в период пандемии (от года до двух лет назад). Меньшинство стали самозанятыми после ИП, остальные работали иначе: 64%– по найму, 21% официально не работали.
Исследование проведенноо в октябре 2021 года посредством онлайн-опроса среди 1 241 самозанятого продавца интернет-площадок.