В рамках секции, главной темой которой стало обсуждение ситуации на Региональном рынке в условиях вызовов и угроз участники форума обсудили ситуацию в рознице в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Ирина Теларова, директор департамента потребительского рынка Ростовской области сообщила о том, что сферу розничной торговли региона представляют около 44 тысяч субъектов розничной торговли, 48 розничных рынков, около 500 ярмарочных площадок.
В регионе потребительский рынок (более 60 процентов) коснулись ограничения. Ситуация отразилась на результатах розничного товарооборота, по итогам 9 месяцев локальные организации не достигли объемов оборота розничной торговли. Безусловно, Вторая волна и ограничения отразятся на итогах развития розницы в 2020 году. При этом спикер отметила, что по предварительным итогам от пандемии пострадал рынок одежды и обуви, сокращается число субъектов малого и среднего бизнеса, вместе с тем бизнес укрупняется. Доля сетевой торговли — около 34 процентов всего розничного рынка. Спикер отметила ключевой Тренд развития онлайн- торговли — этот сегмент существенно вырос, развиваются активно маркетплейсы, особенно с приходом крупных игроков- Яндекс, Озон, Вайлдберриз.
Представитель Ростовской области отметила одну из основных Проблем развития локального рынка — денежный поток, поступающий от потребителей не учитывается в сфере розничного товарооборота. Между тем в регионе сосредоточены около 15 федеральных сетей и около 10 региональных. Потенциал для развития достаточно высок. Наряду с этим Ирина Теларова отметила необходимость развития розничных продовольственных рынков, для чего необходимо внести изменения в законодательство.
По ее словам «Сегодня для бизнеса необходима не столько финансовая поддержка, сколько возможность работать в полную меру».
Александр Кузнецов, замруководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края сообщил о ситуации в розничной сфере региона. Более 17 процентов ВВП региона приносит розничная торговля. При этом Край- регион малоформатной торговли. В период первой волны органы контроля региона проводили мониторинг цен. Благодаря принятым мерам удалось избежать проблем, связанных с возникновением ажиотажа с приобретением товаров первой необходимости и продуктов питания. Большое значение для обеспечения населения заключалось в стабильной работе продовольственных рынков. Случаев приостановки работы торговых предприятий было лишь несколько. На сегодня более других несут убытки развлекательные комплексы и торговые центры, посколько работа части этих организаций серьезно ограничена.
Спикер отметил рост онлайн — торговли, который достиг за полгода практически 3 процентов, рост — более трех по сравнению с прошлым годом, в денежном выражении- это свыше 23 млрд рублей.
Максим Онищенко, исполнительный директор розничной сети Табрис рассказал об очень высокой волатильности на локальном рынке, спикер отметил что требуется максимально оперативная адаптация к поведению покупателя.
Во время первой волны как отметил спикер, снизилось количество визитов в разные магазины, покупатель отдавал предпочтение одной розничной точке, где предоставлялось наиболее высокое качество. Говоря о текущей ситуации представитель розничной сети сообщил, что к ноябрю покупательский трафик не восстановился, но средний чек вырос, хотя и незначительно. Изменились предпочтения покупателей. Реже стали покупать продукцию, которая ранее закупалась в обычном режиме. Спикер отметил интересную тенденцию — продолжился рост продаж экопродукции, которая отвечает текущим запросам потребителя. Чтобы повысить обороты торговли Компания перешла на бонусную программу лояльности, которая позволила существенно повысить объем продаж.