«Сергей Юшин: Россия — в десятке крупнейших экспортеров мяса в мире»
Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации, дал интервью Юлии Прохоровой в совместной студии РБК и Недели российского ритейла.
Публикуем также текстовую запись части интервью.
Юлия Прохорова, РБК: — Давайте сразу с импорта начнем. Насколько снизилась зависимость России от импорта за последние 5 лет?
Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации: — У нас доля импорта сегодня крайне незначительная. В общем по мясу — это не более 7% по 2019 году. Что касается импорта мяса птицы, то к нам больше половины объема приходит из Белоруссии, не знаю, можно ли это считать импортом. А из Дальнего зарубежья приходит всего 100 тысяч тонн при объеме потребления в 5 млн тонн. И при этом экспорт у нас такой же, как и импорт, в мясе птицы. По свинине доля импорта будет процентов 5. И также мы наращиваем экспорт, который приближается к объемам импорта.
Напомню, что 15 лет назад доля импортной продукции была в районе 30-40%, и даже 5 лет назад была около 20%. Мы продолжаем импортозамещение и сегодня уже вошли в десятку крупнейших экспортеров мяса в мире.
— Какой экспортный потенциал у мясной продукции?
— В прошлом году из России вывезли приблизительно 300 тыс. тонн мясной продукции. Это 3% от нашего производства. Конечно, могли бы гораздо больше, потому что такие страны, как Китай, увеличивают экспорт свинины в разы. Япония, крупнейший импортер мяса, пока закрыта для нашей свежей продукции, но только для готовой продукции открыла несколько предприятий. Мы с надеждой смотрим на переговоры с Кореей. В конце прошлого года наш премьер-министр Дмитрий Медведев подписал соглашение с Китаем об условиях поставки в КНР мяса птицы, и сейчас 30 предприятий РФ имеют право на такие поставки. Первые отгрузки уже совершены, даже прошли таможенное оформление, что очень важно для Китая. И к концу года, я думаю, несколько тонн мы уже поставим в Китай. Потенциал, конечно, в десятки тысяч тонн.
Мы надеемся, что Китай откроется по говядине, в том числе по премиальной, и тогда, даже при небольших объемах, стоимость экспорта может составлять десятки миллионов долларов. И, конечно, ключевая задача — открытие рынка Китая по свинине. Но здесь мы должны обеспечить отрицательную динамику с африканской чумой свиней в России.
Наша задача на ближайшие 5-6 лет довести экспорт от 500 млн долларов прошлого года до приблизительно 2 млрд долларов.
— Кроме Китая, каким странам мы интересны?
Весь Персидский залив, Саудовская Аравия, Арабские эмираты, Бахрейн, Кувейт, Иран, Ирак, Афганистан. Это в основном по мясу птицы. Безусловно, нужно уделять большое внимание странам, которые граничат с Российской Федерацией и бывшим республикам СССР.
Вы удивитесь, но мы ждем и настойчиво добиваемся доступа на рынок Бразилии.
— А какое у нас конкурентное преимущество? Почему Бразилия не может договориться с соседями о поставках?
— Она поставляет мясо из других стран. Мы готовы поставлять отдельные мясные части по конкурентоспособной цене. Эти части идут в рестораны, и Бразилии их не хватает. А у нас они менее востребованы. Таким образом, мы можем зарабатывать на отдельных частях в Бразилии, делая другие части у себя более доступными. В этом есть смысл торговли.
Интервью записано 3 июня 2019 года в Центре международной торговли, Москва, в рамках проведения V Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ритейла».