IT-директора Tervolina, «Связной-Логистика» и Goods: «Будущее — за персонализацией»
Разговор с директором по информационной инфраструктуре компании «Связной-Логистика» Романом Лукьяненко, директором по информационным технологиям Tervolina Антоном Прохоренко, директором по информационным технологиям Goods Андреем Попковым в студии Retail-Life на Неделе российского ритейла 2018.
Роман Лукьяненко: Есть уверенность в том, что при слиянии двух систем нам удастся избежать глобальных проблем, но мы даем себе некую поблажку, что какое-то время мы еще будем все подчищать. Мы выбрали в качестве основной системы систему, состоящую в одной из компаний, но в качестве процессов, которые работают, мы взяли процессы другой компании. Интегрировав тем самым все это в общую систему. Диалог между бизнесом и группами разработки налажен. У нас есть несколько месяцев на то, чтобы решение к которому мы придем протестировать и поправить его для нашего продакшна. Помимо всего прочего наши компании, очень продвинутые в технологическом отношении. Интернет-магазины «Связного» всегда были в лидерах по продажам электроники в России. Мобильные телефоны — это то, что создаёт постоянный трафик, но если человек приходит за телефоном, то весь наш офис и все наши системы думают, как сделать так, чтобы клиент купил что-то еще, помимо телефона.
Антон Прохоренко: По моему мнению, мы не зависим с точки зрения каких-то конкретных решений в отношении западного программного обеспечения, но мы косвенно зависим от того, что курс рубля к иностранным валютам изменится, потому что курс рубля к иностранным валютам изменяется, потому что иностранный софт, который много где стоит, изначально номинируется в долларах или в евро. Соответственно те решения, которые ставили раньше, и сейчас — сильно отличаются по деньгам. Раньше многие могли себе позволить Hi-End оборудование даже в маленьких компаниях — сейчас это проблема. Что касается наших отечественных решений, что касается сетевого оборудования и оборудования для безопасности и программного обеспечения — да, у нас есть некие наработки и в учетных системах, и в кассовых решениях. Также есть решения по клиентской лояльности и различные бонусные системы.
Что касается использования Big Data, мы буквально сегодня обсуждали эту тему и все сошлись на мнении, что это история уже уложилась, и ей активно занимаются, то есть зачастую это внедренные решения, это не инновация. Когда мы осуждали инновационные решения, мы не уже не упоминали про Big Data, мы говорили про использование нейросетей и искусственного интеллекта.
Андрей Попков: Новое поколение выбирает товары по отзывам в соцсетях. Они доверяют рекомендациям таких же потребителей и скорее даже рекомендациям своих друзей. Они не смотрят на обзоры профессиональных обзорщиков в той или иной области. Объем данных очень огромен. Чем больше данных, тем сложнее их обрабатывать. Мне кажется, что персонализация — это основное направление, куда будет двигаться онлайн-ритейл. Сейчас все вращается вокруг потртебителя. Крупные площадки имеют доступ к информации о том, куда пользователь заходил, что он смотрел куда кликал и так далее. За счет этого они обладают большим преимуществом.
Роман Лукьяненко: Наша компания в полной мере соответствует веяниям времени. Чуть меньше половины это сейчас онлайн. Мне кажется, что аналитика по лайкам — это умный подход. Есть только одна компания, которая проводит такую аналитику. Чаще всего человек заказывает у нас в онлайне, а потом переходит в офлайн. Возможно, он до этого изучает что-то на других сайтах и потом приходит к нам, но у нас об этом, к сожалению, нет никакой информации, а хотелось бы чтобы она была. Дифференцировать клиентов по их предпочтениям, конечно очень сложно.
Антон Прохоренко: Сейчас в Росси и в мире активно тестируется 3D-модель ноги, которую может создать любой человек со смартфоном, находясь у себя дома. Соответственно, данная 3D-модель загружается в наши IT-системы, а также в IT-системы маркет-плейсов fashion, которые позволяют при заходе человека в интернет-магазин идентифицировать его по карте и предлагать ему те модели, которые подходят под его ногу. Сейчас у нас есть как минимум одна компания, которая тестирует данную технологию. Скажу откровенно — это не мы, но это наши коллеги, по этому применение данной технологии нами — не за горами.