Retail Life

Перекресток-онлайн: поколение dark store

В X5 Retail Group связывают дальнейшее продвижение бренда «Перекресток» на розничном  рынке с развитием онлайн-торговли. Разумеется, этот сегмент более чувствителен к спросу, чем традиционная розница, поэтому при внедрении новых концептов рассматривались прежде всего Москва и Санкт-Петербург. Столичным потребителям уже хорошо известен гибридный магазин «Перекрестка» в российской столице, объединяющий в себе два формата — онлайн и оффлайн. В уходящем 2018 году возможность заказывать продукты на дом в «Перекрестке- онлайн» получили и жители Санкт-Петербурга.

Как утверждает Денис Васильев, директор по развитию онлайн-коммерции компании, для Х5 Retail Group объект в Санкт-Петербурге  стал первым поколением так называемого полноценного dark store. В нем нашел отражение как западный опыт, так и результаты многомесячных экспериментов на московских площадках.

«Перекресток-онлайн» в Санкт-Петербурге по своим размерам обошел аналогичный проект в столице. Примерно половину здания в 6 900 кв.метров занимают «аллеи» хранения, которые распределены по товарным группам. Значительная часть помещения отдана под огромный холодильник, где хранится фреш. Цепочка холодной доставки не прерывается: поставщики привозят товар в термофургонах и он сразу помещается в специальные камеры с температурой 2-4 градуса.

Процессы складской логистики продуманы максимально эффективно — товар от поставщиков поступает с одной стороны магазина, отгружается потребителям – уже с другой. За день через склад проходит от 20 до 40 автомобилей. В перспективе онлайн-покупателям в Санкт-Петербурге будет доступен 100% ассортимент «Перекрестка» за исключением тех категорий, которые запрещены законом – это алкоголь и табак. В ближайшее время появится возможность заказать мясо и рыбу. Примерно через год здесь будут храниться порядка 25 тыс. наименований, что соответствует ассортименту гипермаркета. Пока в два раза меньше.

Работой склада управляет специально разработанная система. Она помогает оптимизировать размещение товара на полке, понять — где и какой товар отсутствует и сколько единиц уже ждет отгрузки покупателю.

У каждого сборщика есть индивидуальный терминал сбора данных, он назначает задания, которые предстоит выполнить. Все действия сотрудника можно отследить с помощью видеокамер. В любой момент времени известно — в какую ячейку и сколько товара он положил. Данные могут потребоваться в случае возникновения претензий со стороны потребителя.

При необходимости система может сообщить о том, достаточно ли в наличии товара. В целом для российской розницы подобная аналитика –редкость. В петербургском dark store — 100% адресное хранение по аналогии с большими складами.

Сборщик заказа собирает сразу 8 ящиков. До момента упаковки на них отсутствуют какие-либо данные о клиенте – это помогает исключить в работе возможные злоупотребления. Если вдруг по каким-то причинам товара не окажется в ячейке, система порекомендует подобрать ему замену. После того, как сборка закончена, система выдает группе доставки наклейку с данными клиента, номером маршрута и адресом клиента.

Оборудование водителя состоит из защищенного Android-смартфона, на котором установлено специальное приложение, которое связано со складской системой. У оператора есть возможность изменить заказ или удалить ту или иную позицию. Также при доставке используются мобильные терминалы, позволяющие принимать карты всех типов и мобильный принтер, который выдает чек, аналогичный обычному в розничном магазине.

По словам Дениса Васильева, архитектура склада позволяет одновременно загружать порядка 30 машин и осуществлять до 150 рейсов в день. Одна машина за рейс доставляет около 7 заказов в Санкт-Петербурге, в Москве – 13-14 заказов. Всего в работе «Перекрестка-онлайн» задействовано 140 автомобилей, 20 из которых приходится на Санкт-Петербург.

Выручка в сегменте онлайн-продаж в « Перекрестке» в 2018 году превысила 1 млрд рублей, всего лишь за год показав пятикратный рост. В перспективе не менее амбициозные планы — достичь  2% розничного товарооборота сети в Москве и Санкт-Петербурге.

Как уточняет Денис Васильев, «к 2020 году бизнес-модель претерпит изменения. Основная ставка может быть сделана на гибридную модель, позволяющую оптимизировать расходы, либо на небольшие склады, и, как вариант – сборку заказов в обычном магазине». Развитие омниканальности в рознице зависит не только от потребностей компании, но и запросов потребителя. Например, точки самовывоза будут появляться именно в тех розничных магазинах, которые назовут сами покупатели.

По сравнению с огромными масштабами розничной торговли, рынок продуктов питания в интернете весьма незначителен, в среднем, по России всего 0,2% и лишь в Москве он составляет 1%.

Сегодня сайт «Перекрестка- онлайн» посещают около 2 млн человек в месяц, при этом коэффициент конверсии — 3,5%. Аналитики отмечают многократный рост, начавшийся с цифры 0,2%. Средний чек — примерно 3,5 тысячи рублей.

Согласно последним исследованиям X5 Retail Group, порядка 40% покупателей уже начали задумываться о преимуществах покупки продуктов онлайн. Сейчас сомнения большинства в основном связаны с неуверенностью в свежести заказанных через интернет продуктов. Хотя, как выяснилось, ни один из скептиков даже не пытался делать заказы онлайн. Тем более, что практически на весь фреш существует гарантия свежести.

«Сейчас наше стремление идти далее в онлайн — это как раз ответ на существующие сомнения потребителя, — говорит Денис Васильев. — Мы понимаем, что с учетом развития онлайн в целом мы вплотную подходим к тому барьеру, когда люди начнут пользоваться этим в массовом порядке. Потому что здесь не существует каких -либо препятствий кроме восприятия. Это удобно и очевидна существенная экономия времени. Но чтобы понять все преимущества онлайн-покупок, люди должны сделать таких заказов не менее 4-5. Затем мнение онлайн-покупателей, как правило,меняется и поход в гипермаркет в выходные и для них уже кажется каким-то рудиментом».

Оставьте ответ