ИТ-тренды 2019 года в российском ритейле
Все ИТ-тренды предстоящего 2019 года можно поделить на два больших блока: тренды, сформированные государством, и тенденции, продиктованные развитием рыночных отношений, рассказал порталу Retail Life Дмитрий Болтунов, руководитель отдела сопровождения АРТ компании «Первый Бит».
Обязательная маркировка
2019 год пройдет под знаком маркировки товаров. Так, с 1 марта обязательной станет маркировка табачных изделий, с 1 июля – обувь. С 1 декабря маркировка затронет целую группу товаров: духи, шины, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, а также постельное, столовое, кухонное и туалетное белье. И завершает этот этап маркировка лекарственных средств, которая с 1 января 2020 года станет обязательной.
Цели внедрения маркировки — понятная система прослеживаемости товаров, защита от контрафактной продукции и единая платформа для различных групп продуктов.
Производители и продавцы должны будут поменять свой парк старых 1D-сканеров и терминалов сбора данных, подстроить свою учетную программу под информационную систему «Маркировка» и научится работать по-новому.
Кроме того, обязательная маркировка сулит распространение RFID-технологии в РФ. Поэтому можно выделить RFID в качестве еще одного ИТ-тренда следующего года.
Третья волна онлайн-касс
Заключительный этап внедрения 54-ФЗ завершится 1 июля 2019 года и охватит оставшуюся треть бизнеса, состоящую из самозанятых и ИП. Этот этап оценивается в один миллион касс.
После этого государство получит на 100% прогнозируемую налогооблагаемую базу и контроль за предпринимательской деятельностью.
Организации и ИП должны будут научится работать с товароучетными системами, без которых ведение дел теперь не представляется возможным. В этом видится только положительный момент, поскольку российский ритейл уже давно созрел для таких изменений. И как бы не рассуждали противники подобных перемен, обеление бизнеса будет иметь для него омолаживающий эффект.
Два других тренда обусловлены развитием самого рынка и отчасти сформировались благодаря упомянутым выше тенденциям.
SaaS (Software as a Service)
Конец 2018 года ознаменовался окончательной сменой вектора в отношении поддержания актуального состояния онлайн-касс. Частые изменения в законодательстве и переход на НДС 20% подтолкнули большинство производителей фискальных устройств монетизировать распространение внутреннего программного обеспечения для контрольно-кассовых машин. Теперь пользователь ежегодно должен будет покупать сервис доступа к новым прошивкам, чтобы его оборудование постоянно соответствовало новым требованиям законодательства.
Изменения в 54-ФЗ продиктовали развитие сервиса SaaS – аренда программного обеспечения или доступа к его полноценному функционалу.
Эта услуга позволяет клиенту не тратится на установку, обновление и поддержку в актуальном состоянии товароучетной системы. Он получает готовый рабочий продукт, техническую поддержку, включенную в регулярную абонентскую плату, ежемесячную или ежегодную. В ритейле, как правило, это решения, которые поставляются совместно с кассовыми аппаратами нового поколения.
Пока данную тенденцию подхватывает малый бизнес. Вероятно, из-за их относительной дешевизны и интуитивно понятного интерфейса. Есть мнение, что ситуация со временем приобретет глобальный характер.
SLA (Service Level Agreement)
Тренд, который в ситуации, когда весь рынок автоматизирован и насыщен «железом», приобретает наиважнейшее значение как для самого бизнеса, так и для тех, кто оказывает ИТ-услуги. SLA поможет обеспечить полное сопровождение бизнеса по четко детализированным и понятным обеим сторонам параметрам. Это поле, на котором в обозримом будущем будут конкурировать системные интеграторы и разработчики программного обеспечения. И победит тут тот, кто первым сделает внятное, понятное и обоснованное предложение.
Кто-то может задаться вопросом: как же искусственный интеллект, AR/VR, IoT (Internet of Things) и другие ИТ-инновации? В 2019 года российские крупные торговые сети продолжат запускать и развивать проекты, связанные с этими технологиями. Они перспективны, и отказ от их использования предвещает поражение в конкурентной борьбе между ритейлерами, которая в 2019 году только усилится. Поводом для этого послужит ускоряющаяся гонка, но не вооружений, а цифровизации розничной торговли в РФ.