«Темная сторона» «Черной пятницы»: польза или вред для ритейлера
Итоги грандиозной распродажи «Черная пятница», придуманной в Америке, каждый год бьют все новые рекорды. В первую очередь, подобные акции на руку крупным сетям, которые могут воспользоваться скидочными преимуществами. Небольшие европейские ритейлеры начинают бойкотировать бесконечные скидки, так как для них подобные распродажи несут больше вреда, чем пользы. В Бельгии шесть из десяти ритейлеров отказываются от «Черной пятницы», потому что многодневные распродажи оказывают пагубное влияние на рентабельность, пишет Retail Detail.
Стремление сетей и интернет-магазинов принять участие в «Черной пятнице» ясны: один день больших скидок медленно превращается в многодневную распродажу. Так, в Бельгии Media Markt превратил эту акцию в долгий уик-энд, продолжающийся с «Черной пятницы» до «Кибер-понедельника», в Zalando продлили акцию на полторы недели, каждый день предлагая новые скидки.
«Wake Up Friday» для благотворительности
Тем не менее, среди части ритейлеров растет сопротивление «Черной пятнице», особенно среди мелких предприятий. Например, основанный в Гете обувной магазин Walk The Line организовал акцию «Wake Up Friday». «Постоянная гонка от одной скидки к другой — это плохая сделка для всех участников, — говорит владелец магазина Фрейя де Баэр. — Магазины, которые не участвуют в распродажах, теряют обороты, а те, кто участвуют, отказываются от части своего дохода. У них больше нет стабильности в ценах: клиенты разочаровываются, когда они платят полную сумму за товар, а затем видят, что этот же товар продается вдвое дешевле».
Владелец детского магазина Blabloom Ким Смитс рассказала о т.н. «окончательном символе потребительской культуры». «Это идет вразрез с нашими ценностями», — добавляет она. Вместо того, чтобы разбрасываться скидками, оба предпринимателя самостоятельно решили пойти на «позитивные» действия: их цены растут, а разница идет на благотворительность.
Опрос среди предпринимателей показал, что в Бельгии шесть из десяти ритейлеров отказываются от «Черной пятницы», потому что многодневные распродажи оказывает пагубное влияние на рентабельность. Кроме того, есть опасение, что потребители не захотят покупать товар за полную цену, когда они могут просто подождать с покупками до дня, когда будет скидка. Результат: все больше предприятий придется закрыть, и на рынке будет уменьшен ассортимент продуктов.
«Темная сторона» «Черной пятницы» для потребителей
Среди потребителей также растет осознание «темной стороны» «Черной пятницы». Некоторые люди используют Facebook, чтобы продвинуть идею сохранения своих сбережений в эту пятницу: был изобретен так называемый «День без покупок» (Buy Nothing Day), чтобы противостоять необузданному потреблению. В Европе данную акцию поддерживает, в частности, Greenpeace.
Фрейя де Баэр думает, что акция Buy Nothing Day заходит слишком далеко: «Ничего не покупая, вы также наказываете мелкие компании, которые хотят продавать устойчивые и честные продукты. Радует, когда потребители думают о том, что они выбирают, вместо того, чтобы покупать ненужные вещи только потому, что дается скидка».